Методы управления финансами

При обработке управленческих решений финансового характера учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах.

А. К экономическим методам управления относятся:

1) фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции и ускорения экономического роста.

2) финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Сбалансированность представляет собой оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами государства и доходами, остающимися в руках населения и предприятий.

Пропорциональность – это рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать или ограничивать их развитие.

Объектом финансового планированияявляется формирование и распределение доходов и накоплений, использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровнях оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия.

3) финансовое прогнозирование, основными задачами (целями) которого являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. На уровне государства финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Разработка прогноза деятельности хозяйствующего субъекта дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем - укрепление или утрата платежеспособности (банкротство).

Финансовое прогнозирование осуществляют до принятия финансовых планов. Оно вырабатывает концепцию финансовой политики (т.е. совокупности принципов, форм и методов организации и использования финансов) на определенный период развития общества или хозяйствующего субъекта. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет).

4) координация финансовых ресурсов включает в себя: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д. Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий.

Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе без указания цели.

Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственным предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия. Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается. Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящим для их окончательного сбалансирования. В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями.

Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов. Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю долю таких расходов по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

Субсидия – это нецелевые бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Субсидия - особая форма связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

5) финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов.

Б. К административным методам управления относятся:

1 ) система амортизационных отчислений, размер включения которых в себестоимость (в затраты) регулируется государством;

2) система финансовых санкций.

Административные методы предполагают использование мер по лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

В нашей стране в условиях экономических преобразований методы управления финансами должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: