Тренированность и нагрузки (объем и интенсивность)

Понятие и определение спортивной тренировки (система)

Основы спортивной тренировки лыжников-гонщиков

Лекция 3

Литература

Учебный материал с I по II класс.

Подготовка учебной документации и написание конспекта урока.

До начала учебного года составляются графики тематического планирования на год по четвертям, в том числе и по лыжной подготовке.

На основании плана составляется конспект урока. В конспекте необходимо определить рациональную последовательность в решении поставленных задач. После этого подбираются средства и методы обучения и развития физических качеств.

Подготовка конспекта начинается с разработки основной части урока, где кроме средств и методов необходимо указать примерную дозировку.

Терминология

При начальном обучении движениям – «Учить», «Научить», «Обучить», «Формировать», «Выработать».

При закреплении: «Повторить», «Закрепить», «Продолжить обучение», «Приучить».

При совершенствовании: «Отработать», «Выработать», «Формировать», «Повторить», «Добиваться», «Восстановить».

Для развития физических качеств: Развивать, Совершенствовать, Способствовать, Тренировать.

Для освоения воспитательных задач: «Воспитывать», «Провести беседу», «Развивать», «Приучать», «Формировать», «Разъяснять», «Добиваться», «Совершенствовать», «Прививать», «Поднять», «Повысить», «Усилить».

При проверке знаний, умений и навыков: «Проверить», «Оценить», «Принять», «Подвести итог».

– Особенности методики работы с младшими школьниками.

– Особенности среднего школьного возраста.

– Особенности старшего школьного возраста.

1. Гандельсиди А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: ФиС, – 1966.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, – 1991.

3. Качаткин В.М. – М.: Просвещение, – 1972.

4. Лыжный спорт / под общей ред. В.П. Фарлея. – М.: РГПУ им. А.И.Герцена, – 2004. – 527 с.

5. Осинцев В.В. лыжная подготовка в школе: 1-11 класс. / Методическое пособие. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 271 с.


План

1. Понятие и определение спортивной тренировки (система).

2. Тренированность и нагрузки (объем и интенсивность).

3. Средства восстановления: педагогические, психологические, медико-биологические.

4. Задачи спортивной тренировки лыжников-гонщиков.

5. Виды подготовки лыжников-гонщиков.

6. Принципы тренировочного процесса лыжников-гонщиков.

7. Методы тренировки лыжников-гонщиков.

8. Средства тренировки лыжников-гонщиков.

9. Периодизация тренировочного процесса лыжников-гонщиков.

Тренировка – специальный педагогический процесс физического воспитания направленный на достижение определенного спортивного результата в избранном виде спорта.

Тренировка как система – совокупность целей, задач, средств, методов, принципов и организация воспитательных мероприятий, а также образа жизни человека.

В процессе тренировки организм спортсмена приобретает определенную меру адаптации к тренировочным нагрузкам – т.е. тренированность. Высшей формой тренированности является спортивная форма.

Изменение физических, физиологических, биохимических и психологических качеств реализуемых в спортивный результат.

Суть срочной (3 стадии) и долговременной (4 стадии) адаптации.

Основной характеристикой спортивной тренировки являются тренировочные нагрузки – это суммарное воздействие на организм всех выполняемых упражнений, пауз между ними и различных средств убыстряющих процесс восстановления.

Выполнение упражнений воздействует на организм и создает срочный тренировочный эффект, который может быть увеличен или уменьшен остальными факторами.

Система тренировочной нагрузки обеспечивает перестройку систем организма и создает суммарно нарастающий тренировочный эффект – «кумулятивный».

От правильного подбора нагрузки (по величине и режиму ее выполнения) зависит спортивный результат.

Рис.1 Основные факторы тренировочной нагрузки: объем, интенсивность и меры восстановления.

U – суммарное количество тренировочной работы: выражается в часах, днях, занятиях, километраже,, повторениях.

Объем проделанной лыжником-гонщиком работы является фундаментом техники, устойчивого состояния здоровья и базой для интенсивных нагрузок.

Повышение объема не должно быть самоцелью, объем дает сдвиги в начале спортивного пути в дальнейшем он рассматривается как база для более интенсивных нагрузкок.

Интенсивность работы (мощность) определяется ЧСС или мощностью от соревновательной нагрузки лыжника-гонщика.

Зона Интенсивность работы ЧСС, уд/мин
I Низкая 120-130
II Средняя 140-150
III Околосоревновательная 160-175
IV Соревновательная 175-190
V Максимальная 190 и выше

*Низшие разряды и группы здоровья

I – Зона восстанавливающих нагрузок

Обеспечивает максимальный систолический выброс крови и увеличение капилляров сердечной мышцы.

Энергообеспечение – аэробное.

Потребление кислорода – 50% от МПК.

Методика тренировки: непрерывное, длительное и равномерное передвижение (разминочный и заминочный бег – V =4,5 км /мин и медленнее). Расстояние S от 5 до 30 км. Время t – до 2 часов.

Тренировочного эффекта не обеспечивает.

II – Зона поддерживающих нагрузок

Педагогическая направленность – восстановление и поддержание спортивной формы.

Физиологическая направленность – достижение истинного устойчивого состояния.

Работа происходит без кислородного долга. Граница зоны ПАНО. Работа в этой зоне способствует совершенствованию аэробных способностей и каппиляризации мышц.

Потребность кислорода – до 65% от МПК.

Методика тренировки: равномерный V = 4 - 4,3 км /мин (разминка). Длительность работы t от 5 до 180 мин.

III – Зона развивающих нагрузок

Педагогическая направленность – совершенствование специальной выносливости.

Физиологическая направленность – совершенствование работы систем аэробного и анаэробного (лактатного) механизмов энергообеспечения в их сочетании. В этой зоне включается анаэробный обмен, накапливаются лактаты, которые не удаляются до конца тренировки. С повышением тренированности границы зоны сдвигаются за счет подъема нижней границы. У малотренированных спортсменов уровень ПАНО находиться на уровне 70-75%, а у высокотренированных спортсменов 85-90% от уровня МПК.

Режим энергообеспечения – смешанный, доля лактатного обмена – до 25%. Методика тренировки: равномерный; расстояние S до 30 км. V = 3,5 - 4 км /мин.

IV – Зона экономизации и комплексных нагрузок

Педагогическая направленность – что и в III зоне.

Физиологическая направленность – достижение МПК и совершенствование этой способности.

Режим энергообеспечения – смешанный. Доля лактатных процессов до 40% МПК до 100%.

Методика тренировки: 1) равномерный – непрерывное передвижение S до 5-20 км; 2) интервальный, повторный, переменный со V = 3 - 3,5 км /мин.

V – Зона субмаксимальной нагрузки

Педагогическая направленность – совершенствование специальной выносливости.

Физиологическая направленность – совершенствование механизмов анаэробного гликолиза.

Режим энергообеспечения – смешанный, преимущественно анаэробный гликотический (до 70%).

Методика тренировки: интервальный, повторный, переменный. Время работы t до 30-40 мин.

По данным зарубежной печати: I-II – 62%, III – 26%, IV – 8%, V – 4 %.

3. Средства восстановления: педагогические, психологические, медико-биологические.

Важной характеристикой тренировочной нагрузки является мера способности восстановления организма.

3 группы восстанавливающих средств: 1 – педагогические; 2 – психологические; 3 – медико-биологические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: