Теория пошаговых действий

Организационно-экономические подходы к построению механизма стратегии инновационной организации

В контексте выше поставленных перспектив функционирования организаций, инновационная стратегия представляет собой задачи, политику и планы, которые вместе, определяют характер предприятия и его подход к выживанию и победе в конкурентной борьбе.

Учитывая известное положение методологии познания о том, что критерием теории является практика, невозможно абсолютно точно утверждать, что та или иная инновационная стратегия является оптимальной, или гарантировать, что она будет эффективно работать. Каждая инновационная стратегия сопряжена с определенным риском. На практике – это лишь возможность определить в ней степень достоинства и недостатки научно разработанного проекта. В тоже время накопленным опытом установлено, что большинство стратегий должны удовлетворять следующим критериям:

• Последовательность. Инновационная стратегия не должна содержать в себе взаимно несовместимых целей и политических приемов.

• Гармоничность. Инновационная стратегия призвана обеспечивать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.

• Преимущества. Инновационная стратегия предоставляет возможность приобретения и/или поддержания конкурентных преимуществ в избранной сфере деятельности.

• Осуществимость. Инновационная стратегия не должна предъявлять чрезмерные требования к ресурсам или же порождать неразрешимые проблемы.

Базовой функцией построения инновационной стратегии является поддержание согласованности в организационных действиях. Четкая и логично сформулированная инновационная стратегия обеспечивает эффективное стимулирование инновационной деятельности по реализации стратегии по сравнению с административным механизмом. Ясная и последовательная стратегия позволяет специалисту консалтинговой службы вести переговоры при минимуме необходимых согласований.

Возникновение организационных конфликтов между отделами, является свидетельством отсутствие координационной на управленческом уровне. В то же время они могут быть и сигналами непоследовательности стратегии. Приведем несколько показателей, которые позволяют различить такого рода проблемы.

Если проблемы в координации и планировании не исчезают при замене сотрудников, значит, они связаны не столько с индивидами, сколько с существом инновации. Вероятнее всего проблема состоит в непоследовательности инновационной стратегии.

Если успех одного подразделения является причиной проблем другого, то это фактор или непоследовательности, или дублирования в организационной структуре.

Если, несмотря на все усилия передать часть ответственности в реализации проекта на места, любые операционные проблемы продолжают возводиться в ранг важнейших вопросов политики, то, это свидетельствует о непоследовательности базовой стратегии.

Возможным фактором непоследовательности стратегии является рассогласование позиций между организационными задачами и ценностями высшего менеджмента организации.

Чаще всего источником подобных конфликтов являются проблемы роста эффективности организации. По мере того как бизнес вырастает за пределы, допускающие использование простых неформальных приемов управления, многие руководящие работники ощущают нарастающее чувство потери. Подобные проблемы возникают и тогда, когда в конфликт с существующей или очевидно необходимой политикой входят личностные или социальные ценности иного типа. Разрешение подобного рода конфликтов в нормальной ситуации обычно требует внесения коррективов в конкурентную стратегию.

Существенным фактором риска реализации инновационного проекта является проблема формирования эффективной команды топ-менеджеров. Учитывая фактор формирования эффективных собственников в период становления рыночных отношений в постсоветских странах, большинство специалистов не принимают на себя ответственность по выполнению базисных стратегий инновационной деятельности. Так, при формировании открытого акционерного общества в агропромышленном комплексе Лидского района Гродненской области, только один руководитель из одиннадцати принял в основу своей деятельности базовые стратегии. Аналогичная ситуация прослеживается и по другим регионам, где проводились эксперименты по внедрению в производство инновационных проектов по созданию новых организационно-правовых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: