Особенности аудита кризисного предприятия

В случае финансовой несостоятельности организации на первый план всегда выходит анализ юридически обусловленных договорных отношений между должником и кредиторами, когда каждая сторона преследует достижение собственных интересов. Руководство предприятия-должника стремиться лишиться, как можно меньших активов, в частности, имущества, чтобы сохранить свой бизнес (или его часть), а кредиторы, чаще всего, — хотят получить с должника, как можно больше этого самого имущества. Конечно, может быть заключено мировое соглашение как результат уступок с обеих сторон, но от этого указанные интересы не исчезают, а их удовлетворение лишь сдвигаются в будущее. При этом интересы третьих лиц (акционеров, контрагентов и т.д.) остаются в тени.

Для предприятия, находящегося в предкризисном состоянии, а тем более, в отношении которого введена одна из восстановительных процедур банкротства наиболее значимым моментом является разработка эффективной антикризисной программы, учитывающей интересы не только должника и кредиторов, но и всех лиц, которые так или иначе связаны с данным предприятием. Очевидно, что разработкой данной программы должны заниматься те, кто не зависит от всех участников сложившихся правоотношений, тем более при осуществлении процедур банкротства. Для такой роли целесообразно привлечь внешнего аудитора.

Поскольку аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие услуги (их перечень приведен в ст.6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»), то составление антикризисной программы можно выделить как один из видов сопутствующих и совместимых с проведением аудита услуг. В совокупности это представляет собой комплексный процесс аудита кризисного предприятия. Его цель не только получить официальное мнение независимых экспертов о достоверности финансовой отчетности, но и оказать содействие администрации по выходу предприятия из кризиса.

Для этого перед аудитором ставятся следующие задачи:

— провести анализ причин и факторов, приведших к финансовой нестабильности или неплатежеспособности предприятия;

‑ сформировать мнение о степени развития кризисной ситуации на предприятии на момент завершения анализа и на перспективу;

— разработать и обосновать антикризисную стратегию управления предприятием;

‑ представить конкретные мероприятия по выходу из кризиса;

‑ разработать систему текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

‑ оценить эффективность выполнения антикризисной про­граммы.

Объектом аудита является как кризисное предприятие в целом, так и внутренняя и внешняя среда предприятия.

На этапе рассмотрения дела о банкротстве законодательство предусматривает обязательную публикацию сведений:

1) о введении наблюдения и о признании должника банкротом

2) об открытии конкурсного производства;

3) о прекращении производства по делу о банкротстве.

4) если число кредиторов превышает 100 или не может быть определено, то о начале каждой процедуры банкротства (в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Но поскольку информирование всех заинтересованных лиц предусмотрено законодательно, на наш взгляд, аудитору следует сделать акцент:

а) на информировании об эффективности разработанной антикризисной программы

б) на ходе ее выполнения.

То есть, если разработанная программа, которую аудитор сочтет эффективной, не применяется, или применяется, но не с максимальной эффективностью, аудитор должен проинформировать об этом пользователей бухгалтерской отчетности. Цель такого сообщения — предоставить пользователям реальную картину развития кризисной ситуации на предприятии.

Наряду с тем, что перед заключением договора аудитор должен собрать необходимую информацию о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, особенностях его бизнеса, характере и сумме обязательств, на наш взгляд, на этапе планирования ему целесообразно также провести комплексный анализ того способен ли он в сложившейся ситуации разработать эффективную антикризисную программу.

Уровень существенности и совокупный аудиторский риск должны рассматриваться с позиций как самого аудита, так и эффективности антикризисной программы. Необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1) Осуществление каких антикризисных мероприятий сопряжена с наибольшим риском при достижении целей антикризисной программы?

2) Какие отклонения действий администрации по выводу предприятия из кризиса от тех, которые рекомендованы в антикризисной программе, аудитор сочтет несущественными?

3) Каков риск неверной диагностики кризисного состояния и риск того, что антикризисная программа, составленная аудитором, окажется неэффективной (при условии соблюдения администрацией всех рекомендаций аудитора)?

Также, необходимо подчеркнуть особую важность, которую приобретают в условиях аудита кризисного предприятия аналитические процедуры. Они используются не только для диагностики кризисного состояния и как инструменты для разработки антикризисной программы, но и как операции, позволяющие аудитору рассчитать прогнозные значения показателей, которые должны измениться при осуществлении антикризисных мероприятий.

В заключение следует отметить, что защищая интересы не только должника или кредиторов, а неограниченного круга физических и юридических лиц (в том числе и государства), аудитор как лицо независимое может действительно предложить эффективный путь выхода из кризиса при соблюдении баланса всех заинтересованных сторон.

Требования (правила) к деятельности аудиторов. Аттестация аудиторов

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности.

Для вступления в СОА аудитору необходимо:

1) наличие квалификационного аттестата аудитора;

2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3) уплата взносов в СОА в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СОА.

Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:

· сдало квалификационный экзамен;

· имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации;

· высшее образование получено в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином РФ.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливается Министерством финансов РФ.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми СОА в порядке, установленном Минфином РФ. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СОА, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован в случаях:

· получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим установленным требованиям к претенденту;

· вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

· несоблюдения аудитором требований независимости и аудиторской тайны;

· систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований действующего законодательства;

· подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

· неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет,

· Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается СОА, членом которой является аудитор. Решение СОА об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по приговору суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение определенного судом срока.

Физическое лицо не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: