Аудит, объекты аудита

Среди многочисленных услуг, представленных на потребительском рынке, особенного внимания заслуживает аудиторская проверка или аудит. Однако на сегодняшний день далеко не каждый потребитель знаком со столь значимым понятием. Давайте попробуем сформулировать, что же представляет собой аудиторская проверка, а также рассмотрим основные виды аудита, которые пользуются наибольшей популярностью среди наших соотечественников.

Прежде всего, необходимо заметить, что аудит представляет собой независимую проверку, которая необходима для того, чтобы выразить то или иное мнение о достоверности. Слово «аудит» пришло к нам с латинского языка, его дословный перевод означает «слушание». Таким образом, можно сказать, что аудиторские услуги в мировой практике используются для обозначения того или иного вида проверки.

Следует заметить, что аудиторские услуги включают в себя проверку какого-либо объекта либо деятельности, которая выполняется опытным высококвалифицированным специалистом, имеющим достаточно большой опыт работы в данной сфере. В зависимости от вида деятельности вашей компании выделят несколько видов современного аудита. Самыми распространенными среди них являются технический, операционный, а также экологический аудит. Также стоит отметить и тот факт, что некоторые виды аудиторской проверки сопоставимы по своему значению с понятием сертификации.

На сегодняшний день аудиторские услуги были разделены на два основных направления. В результате этого появился промышленный и финансовый аудит. Также финансовый аудит довольно часто можно встретить под названием инвестиционного аудита. Если вы продаете промышленное оборудование, бухгалтерское обслуживание компании может на себя взять аудиторская компания. Каждый из представленных направлений аудиторской деятельности является очень важным и значимым. Именно поэтому спрос на них с каждым годом становится все выше.

Также хотелось бы отметить и то, что аудиторские услуги в наши дни могут осуществляться как по просьбе самого руководителя организации, так и по плановой проверке, которая предусматривается действующим законодательством нашей страны. Все это говорит о том, что инициативный аудит способствует решению многих проблем, связанных с неправильным ведением бухгалтерского учета и налоговой документации. Именно поэтому спрос на него, в отличие от других направлений аудиторской деятельности, особенно велик.

По цели и форме реализации выделяют независимый (внешний) аудит и зависимый (внутренний, который находится под контролем своей фирмы).
Внешний аудит осуществляется по предварительной договоренности между аудитором и данным предприятием о проведении соответствующей экспертизы хозяйственно-экономической деятельности; оценке существующих резервов и платежеспособности; предложении рекомендаций по направленному повышению результатов деятельности и организации финансовой стратегии. Внешний аудит бывает добровольным, (он осуществляется по желанию собственников – клиентов) и внутренним (по требованию государственных органов). Обязательный аудит проводится ежегодно для всех предприятий. Также он может быть проведен по решению следственных органов или суда.
Внутренний аудит включает в себя внутрихозяйственное регулирование за образованием затрат, определение мест их образования и определение соответствующих вызывающих их причин. А также выявление отклонений от нормативной информации; обнаружение резервов и слабых сторон хозяйственно-экономического функционирования; обеспечение определенной информацией всех соответствующих служб управления. С целью принятия ими конкретных мероприятий по улучшению и развитию деятельности предприятий и хозяйствующих структур.
Внутренний аудит по масштабам работы делят на общий и локальный. Общий аудит проводится по различным вопросам предприятия в целом, а локальный по определенным направлениям (учет, технологии).
Основные задачи и цели внешнего аудита – это доказательство достоверности и правильности предоставленной для проверки документации, а также составления заключения о достоверности отчетности, прибыли данного предприятия и баланса.
Цель внутреннего аудита – это проверка и подробный анализ финансовой информации по всем статьям затрат, а также остатков на всех счетах данного предприятия. При этом внешний и внутренний аудит рассматривают как единый комплекс.
Под конкретными объектами услуг аудита обычно рассматривают взаимосвязанные или отдельные информационные, организационные, экономические либо какие-то другие стороны работы изучаемой аудиторами системы. В то же время аудит работает с объектами разнообразными по целевой ориентации, по составу, отношению к различным сферам функционирования исследуемого предприятия. Это требует соответствующей классификации, которая могла бы создать общее представление об объектах и субъектах аудита. Объекты аудита включают в себя хозяйственные процессы, в строгой форме организованные формы регулирования, ресурсы, результаты экономической деятельности. По сложности все данные объекты, как правило, делят на основные две группы: комплексные, хозяйственные процессы и ресурсы, общие системы управления; комплекс хозяйственной деятельности и ресурсов, относительно отделенные структуры системы управления. Что касается сложности исследуемого объекта, то – это понятие весьма относительное. Сложность определяется величиной исследуемого предприятия, скоростью развития и формирования хозяйственной деятельности. В свою очередь, именно от сложности объекта зависят сроки исследования предприятия, объем и характер исследования, количество аудиторов. В зависимости от сферы деятельности можно выделить следующие объекты: сферы управления, сбыта, материально-технического обеспечения, вспомогательного и основного производства. От особенностей сферы обычно методы и приемы подробного изучения исследуемого объекта. Относительно взаимосвязи объекта со сроками выделяют объекты, чье состояние оценивается в настоящем, прошедшем и будущем времени. Распределение объектов по определенным группам зависит от конкретных задач, которые ставит целью решить данный аудитор. Если данный аудитор исследует истинность отчетности, то в этом случае отчет в качестве объекта исследования будет изучаться в настоящем времени. Если же аудитор будет изучать отчет для того, чтобы совершенствовать его в дальнейшем, будет предлагать новые способы и методы учета, то это относится к будущему.
По длительности нахождения данных объектов во внимании аудита выделяют три основные категории объектов: те объекты, которые практически постоянно находятся в поле аудиторской деятельности; по которым проходят периодические аудиторские исследования, и те, которые нуждаются только в единичной проверке. Хозяйственная деятельность и ресурсы все время находятся во внимании, как внутреннего, так и внешнего аудита.
Для проведения качественного и всестороннего аудита разработана целая система методов. Метод аудиторской деятельности включает в себя совокупность приемов, благодаря которым происходит оценка состояния исследуемых объектов.
9.История развития документированных систем качества - «Звезды качества».

В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Пять звезд качества

1. Первая звезда соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система – система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, – проходные и непроходные калибры.

Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России – технические контролеры).

Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.

Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).

Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия.

2. Вторая звезда

Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство — это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.

В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз (ныне корпорация AT&Т) была создана группа под руководством д-ра Р.Л.Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х.Доджем и Х.Ромигом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии, благодаря д-ру Э. Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.

Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.

Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля.

К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.

Стали более сложными и отношения поставщик - потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.

3. Третья звезда

В 50-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. [8]. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический).

На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.

Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.

Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его страхование и поддержка его семьи.

Все большее внимание уделяется учебе. В Японии и Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе и самообучение.

Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялись неравномерно. Явным лидером в этом деле стала Япония, хотя все основные идеи TQC были рождены в США и в Европе. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев. Однако это обучение сопровождалось и нововведениями.

В Европе стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Особенно следует отметить британский стандарт BS 7750, значительно поднявший интерес европейцев к проблеме обеспечения качества и сертификации систем качества.

Системы взаимоотношений поставщик - потребитель также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем и одна из лучших – система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям. Справедливо считать Т. Ф. Сейфи выдающимся специалистом в области управления качеством, и его имя должно стоять рядом с такими именами, как А. Фейгенбаум, Г. Тагути, Э. Шиллинг, Х. Вадсвордт.

4. Четвертая звезда

В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества:

стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества:

МС 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества";

МС 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

МС 9002 "Системы качества, Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

МС 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";

МС 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания", а также терминологический стандарт МС 8402.

В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1,2,3,4, большее внимание уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, тo TQM – этo еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции. Это иллюстрирует рис. 2.7.

Рис. 2.7. Основные составляющие TQM

TQC – Всеобщее управление качеством;
QA – Обеспечение качества;
QPolicy – Политика качества;
QPIanning – Планирование качества;
QI – Улучшение качества.

Система ТQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к 0 дефектов, к затратам – 0 непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – "постоянное улучшение качества" (quality improvement).

В системе ТQМ используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.

Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома. Появился новый тип работников – трудоголики.

Обучение становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более активными. Так, используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т. п.

Обучение превращается и в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок – просто отсутствует.

Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качество по стандартам ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так как сертификат но Систему качества свидетельствует о надежности предприятия, то часто ему предоставляются льготные условия страхования.

О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы Мобил, в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. Можно предположить, что в настоящее время сертифицированных систем около 150 тыс.

Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является может быть не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

5. Пятая звезда

В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС014000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Так в автомобильной промышленности был сделан свой важный шаг.

Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. – вторая редакция) стандарт OS-9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству – это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: