Допустимая погрешность измерения.
Погрешности измерений и их классификация.
Под погрешностью измерений подразумевают отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины.
Абсолютная погрешность измерения – разность между значением величины, полученным при измерении и ее истинным значением, выражаемая в единицах измеряемой величины.
Выбор средств измерений.
Выбор измерительных средств зависит от масштаба производства. В опытном и мелкосерийном производстве применяют универсальные средства контроля и измерений. При крупносерийном и массовом производстве применяют специализированные средства.
При выборе измерительных средств необходимо учитывать допускаемую погрешность измерения
, которая зависит от допуска Т на изготовление детали.
Для размеров до 500 мм установлены ряды погрешностей измерения для 2…17 квалитетов.
Пример. Необходимо выбрать измерительное средство для контроля вала Æ 40h6.
По справочнику определяем, что Т = 16 мм = 0,016 мм доп. погрешность зим.
= 0,005 мм.
Тогда для контроля размера вала можно выбрать микрометр с диапазоном измерения 25…50 мм и допустимой погрешностью ±0,004 мм.
1.Основные направления методологии научного исследования.
2.Принципы научного исследования.
3.Структура научной теории.
4.Постановка проблемы и выдвижение гипотезы.
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Различают эмпирическое и теоретическое исследования, однако, как правило, большинство исследований имеют теоретико-эмпирический характер. Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов: поисковые исследования, критические иследования, воспроизводящее исследование.
Основные принципы научного исследования – принцип верифицируемости, фактической подтверждаемости теории, выдвинутый О. Контом и принцип потенциальной опровержимости научной теории, названный К. Поппером принципом фальсифицируемости.
Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1.Выдвижение гипотезы (гипотез).
2.Планирование исследования.
3.Проведение исследования.
4.Интерпретация данных.
5.Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).
6.В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы (гипотез).
В качестве высшей формы научного знания выступает теория, являющаяся внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории). Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:
1)исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);
2)базис – множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;
3)логику теории – множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;
4)множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.
Начало любого исследования – постановка проблемы. Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Выделяют следующие этапы порождения проблемы: выявление нехватки в научном знании о реальности; описание проблемы на уровне обыденного языка; формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, подлежащие экспериментальной проверке. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.
1. Что такое научный метод?
2. Чем критическое исследование отличается от поискового и воспроизводящего?
3. Каковы основные принципы научного исследования?
4. Какова структура научной теории?
5. В чем суть постановки научной проблемы?
6. Какие существуют виды научных гипотез?
Литература к теме.
1. Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975. – 374 с.
2. Вундт В. Проблема психологии народов. Преступная толпа. М.: КСП+, 1998. – 367 с.
3. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. – 495 с.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.
5. Копнин П. В. Логические основы науки. К. Наукова думка, 1974.– 283 с.
6. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. – 288 с.
7. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Прогресс, 1967. – 152 с.
8. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Academia, 1995. – 212 с.
9. Лефевр В. А. Формула человека: контуры фундаментальной психологии. М.: Прогресс, 1991. – 108 с.
10. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии// Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.
11. Ломов Б. Ф. Метологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – 444 с.
12. Ломов Б. Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента// История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С. 13-14.
13. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. – 295 с.
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. – 695 с.
15. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1983. – 605 с.
16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. – 512 с.
Лекция 2.
Методы психологического исследования и их классификация.
Цель занятия: рассмотреть основные общенаучные исследовательские методы. Раскрыть классификацию методов психологического исследования. Рассмотреть эмпирические методы в психологическом исследовании. Выявить главные черты неэкспериментальных методов наблюдения, беседы, “архивного метода” и др.
План.
1. Основные общенаучные исследовательские методы.
2. Классификация методов психологического исследования.
3. Главные черты неэкспериментальных методов психологии.
Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. В качестве самостоятельного выделяют метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.
К общенаучным эмпирическим методам относятся: 1)наблюдение, 2)эксперимент, 3)измерение.
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:
1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования).
3. Интерпретация и описание, при которых субъект “внешне” взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта графиками, таблицами, схемами).
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение; сплошное и выборочное наблюдение. Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо по прошествии времени.
Особое значение имеет проблема наблюдателя. В том случае когда внешнее наблюдение исключено применяют включенное наблюдение.
Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: 1)определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2)выбирается способ наблюдения и регистрация данных; 3)строится план наблюдения (ситуации – объект – время); 4)выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
Типичные ошибки наблюдения: гало-эффект, эффект снисхождения, ошибка центральной тенденции, ошибка корреляции, ошибка контраста, ошибка первого впечатления.
Методом беседы называется диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъетом и объектом исследования невозможна.
Исследователи различают клиническую беседу, составную часть “клинического метода”, и целенаправленный опрос “лицом к лицу” – интервью.
Исследования при проведении которых анализируются дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д. Называют “архивным методом”, праксиметрическим методом или анализом поведения и продуктов деятельности. По целям и конкретным приемам реализации “архивного метода” выделяют его разновидности. Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. К разновидностям “архивного метода” относится также контент-анализ, представляющий собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Особенно часто он используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные общенаучные исследовательские методы?
2. В чем особенности идиографического и номотетического подходов?
3. Какую классификацию методов психологического исследования предложил Б. Г. Ананьев?
4. Какова процедура исследования методом наблюдения?
5. Каковы причины типичных ошибок наблюдения?
6. Почему беседа считается специфически психологическим методом исследования?
7. В чем особенности контент-анализа?
Литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.
2. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.- 114 с.
3. Быков В. В. Методы науки. М.: Наука, 1972. – 215 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т.4.
5. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 321 с.
6. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.Наука, 1977. – 176с.
7. Методы психологического исследования проблемы и поиски путей реализации. М.: ИП РАН, 1986. – 213 с.
8. Паповян С. С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983. – 343 с.
9. Пирьов Г. Д. Классификация методов в психологии// Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1985. - 221 с.
10. Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972.– 607 с.
11. Роговин М. С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. – 382 с.
12. Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии. Ярославль.: ЯрГУ, 1977. – 321 с.
13. Роговин М. С. Психологическое исследование. Ярославль.: ЯрГУ,1979. – 245 с.
14. Роговин М. С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988. – 381 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 1999. – 720 с.
16. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. – 423 с.
17. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974. – 237 с.
18. Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 267 с.
Лекция 3.
Психология психологического эксперимента.
Цель занятия: рассмотреть психологический эксперимент как совместную деятельность испытуемого и экспериментатора. Раскрыть социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Рассмотреть методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент. Выявить влияние личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. Рассмотреть типы экспериментальных ситуаций и стиль общения испытуемого и экспериментатора.
План.
1. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.
2. Личность экспериментатора и его деятельность.
3. Личность испытуемого в ситуации психологического эксперимента.
Психологический эксперимент – это совместная деятельность
испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.
Существует множество исследований, которые освещают проблему влияния личности экспериментатора. Так, на результаты влияет тип личности и состояние экспериментатора: биосоциальные качества; психосоциальные качества; ситуационные переменные. Достоверно выявлена закономерность проявления влияния экспериментатора в экспериментах, различающихся по предмету исследования.
Чаще всего рекомендуются и используются такие методы контроля влияния экспериментатора, как автоматизация исследования; участие экспериментаторов, не знающих целей исследования; участие нескольких экспериментаторов и использование плана, позволяющего элиминировать фактор влияния экспериментатора.
Испытуемый может участвовать в эксперименте либо добровольно, либо по принуждению.
Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов.
Среди наиболее известных – “эффект плацебо”, “эффект Хотторна”, “эффект аудитории”.
Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов:
1) метод “плацебо вслепую”, или “двойной слепой опыт”;
2) метод обмана;
3) метод “скрытого” эксперимента;
4) метод независимого измерения зависимых параметров;
5) контроль восприятия испытуемым ситуации.
Контрольные вопросы.
1. В чем заключается психологический механизм плацебо-эффекта, эффекта Хотторна, эффекта аудитории?
2. Как влияют ожидания экспериментатора на результаты исследования?
3. Чем отличается “слепой опыт” от “двойного слепого опыта”?
4. Каковы методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент?
5. Каковы типичные ошибки экспериментатора и способы их контроля?
6. Какими личностными особенностями обладает испытуемый-доброволец?
7. В чем заключаются особенности различных типов экспериментальных ситуаций?
Литература к теме.
1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х ч. М.: Педагогика, 1982. – 613 с.
2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.
3. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Наука, 1977. – 176 с.
4. Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы//Методология и методы социальной психологии/ Под. ред. Е. В. Шороховой, М.: Наука, 1977. С. 44.
5. Журавлев Г. Е. Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию// Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. С.36.
6. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С.22-28.
7. Лазурский А. Ф. (ред.) Естественный эксперимент и его школьное применение. Петроград, 1918.
8. Ломов Б. В. Методологические проблемы психологического эксперимента// История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С.13-14.
9. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент/ Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: Изд-во МГУ,1985.
10. Основы психодиагностики/ Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феликс, 1996. – 544 с.
11. Читашвили М. Д. Роль установки в психологическом эксперименте// История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. М.: ИП РАН, 1990. – с. 56-59.
Лекция 4
Организация и проведение экспериментального исследования.
Цель занятия: определить основные методы организации исследования. Рассмотреть этапы проведения экспеиментального исследования и схему реализации экспериментальной процедуры. Определить валидность: внешнюю, внутреннюю, операциональную и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность. Познакомиться с экспериментальной выборкой и способами ее создания.
План.
1. Основные методы организации исследования.
2. Этапы проведения экспериментального исследования.
3. Валидность: внутренняя, внешняя, операциональная.
4. Экспериментальная выборка и способы ее создания.
Различают следующие методы организации исследования:
1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или корреляционное исследование.
2. Естественный эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др.
3. Квазиэксперимент.
Основные этапы психологического экспериментального исследования:
1. Определение темы исследования.
2. Работа с научной литературой.
3. Уточнение гипотезы и определение переменных.
4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную.
5. Планирование экспериментального исследования.
6. Отбор и распределениеиспытуемых по группам.
7. Проведение эксперимента: а)подготовка эксперимента; б) инструктирование и мотивирование испытуемых; в) экспериментирование.
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов.
9. Выводы и интерпретация результатов.
10. Подготовка научного отчета.
Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту).
Внешняя валидность – сответствие конкретного исследования природной реальности и (или) другим подобным исследованиям; определяет возможность переноса и (или) обобщения результатов на другие объекты и условия исследования.
Внутренняя валидность – соответствие конкретного исследования идеальному; оценивает изменение зависимой переменной, определяется влиянием независимой переменной, а не другими причинами.
Операциональная валидность – соответтвие операций экспериментатора теоретическому описанию переменных, контролируемых в исследовании.
Выборка – множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры из генеральной совокупности.Выборка разделяется на экспериментальную и контрольную группы.
Формирование выборки испытуемых – экспериментальной группы – подчиняется ряду правил.
1.Содержательный критерий (критерий операциональной валидности).
2.Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).
4. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).
Существует несколько стратегий построения групп:
1) рандомизация;
2) попарный отбор;
3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);
4) приближенное моделирование;
5) репрезентативное моделирование;
6) привлечение реальных групп.
Контрольные вопросы.
1. Каковы этапы проведения целостного экспериментального исследования?
2. В чем заключается схема реализации экспериментальной процедуры?
3. Какие факторы нарушают внутреннюю валидность эксперимента, а какие внешнюю?
4. В каких случаях проводится эксперимент с одним испытуемым?
5. Каковы способы создания экспериментальной выборки?
Литература к теме.
1. Адлер Ю. П. Предпланирование эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1978. – 125 с.
2. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. – 321 с.
3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.
4. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994. – 312 с.
5. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука 1990. С.22-28.
6. Корнилова Т. В. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч.4. М.: Изд-во МГУ, 1987. – 212 с.
7. Куликов Л. В. Психологическое исследование. СПб: Наука, 1994. – 189 с.
8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 346 с.
9. Приходько П. Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Наука, 1979. – 93 с.
10. Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987.- 366 с.
11. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М.: Мир, 1967. – 406 с.
Лекция 5.
Экспериментальные переменные и их контроль.
Цель занятия: определить экспериментальные переменные. Рассмотреть методы контроля экспериментальных переменных, виды независимых, зависимых и внешних переменных и отношения между зависимой и независимой переменными.
План.
1. Экспериментальные переменные: зависимые, независимые, внешние.
2. Методы контроля экспериментальных переменных.
3. Отношения между переменными.
Переменные – параметр реальности, который может изменяться и (или) изменяется в экспериментальном исследовании.
Различают:
- независимые переменные – изменяемые экспериментатором;
- зависимые переменные – изменяемые под влиянием изменений независимой переменной;
- внешние – недоступные управлению, но влияющие на зависимую, источник погрешности;
- латентные – недоступные непосредственно измерению, фиксирующиеся путем анализа совместной вариации зависимых переменных;
- дополнительные – учитываемые в эксперименте внешние переменные и др.
Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее измерения. В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования, варьирования. При наблюдении (также измерении) контроль осуществляется за счет отбора требуемых значений независимой переменной из числа уже существующих переменных.
Методы контроля над влиянием внешних переменных на результат эксперимента:
1)элиминация внешних переменных;
2)константность условий;
3)балансировка;
4)контрбалансировка;
5)рандомизация.
Основные возможные варианты отношений между переменными: 1) отсутствие зависимости; 2)монотонно возрастающая зависимость; 3)монотонно убывающая зависимость; 4)нелинейная зависимость; 5)инвертированная зависимость; 6)квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой.
Контрольные вопросы.
1. Какие независимые, зависимые и внешние переменные встречаются при проведении психологического эксперимента?
2. Что может варьировать экспериментатор?
3. Чем отличается дополнительная переменная от независимой переменной?
4. В чем заключаются основные свойства зависимой переменной?
5. Каковы способы контроля независимой переменной?
6. Каковы способы контроля внешних переменных?
7. В чем состоят основные варианты отношений между зависимыми и независимыми переменными?
Литература
1. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991. – 321 с.
3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 464 с.
4. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994. – 312 с.
5.Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития єкспериментальной психологии в России. М.: Наука 1990. С.22-28.
6.Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. – 166 с.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 346 с.
9.Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. – 303 с.
10. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/ Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 272 с.
11. Экспериментальная психология. Вып. 1-2/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Общ ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1966. – 429 с.
Лекция 6.
Основные экспериментальные планы
Цель занятия: рассмотреть основные экспериментальные планы: планы для одной и двух независимых переменных, факторые планы, планирование по методу латинского и греко-латинского квадратов. Рассмотреть планы экспериментов на одном испытуемом.
План.
1. Планы для одной и двух независимых переменных.
2. Факторные планы.
3. Планы экспериментов на одном испытуемом.
План “истинного” экспериментального исследования отличается от других следующими важнейшими признаками:
- применением одной из стратегий создания эквивалентных группб чаще всего – рандомизации;
- наличием экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы;
- завершением эксперимента тестированием и сравнением поведения группы, получившей экспериментальное воздействие, с группой, не получившей воздействия.
Экспериментальные планы различают по таким основаниям:
1. Число независимых переменных: одна или больше. В зависимости от их числа применяется либо простой, либо факторный план.
2. Число уровней независимых переменных: при двух уровнях речь идет об установлении качественной связи, при трех и более – количественной связи.
3. Кто получает воздействие. Если применяется схема “каждой группе – своя комбинация”, то речь идет о межгрупповом плане. Если же применяется схема “вс группы – все воздействия”, то речь идет о ротационном плане.
Схема планирования эксперимента может быть гомогенной или гетерогенной (в зависимости от того, равно или не равно число независимых переменных числу уровней их изменения).
Эксперимент с одним испытуемым возможен тогда, когда: а) индивидуальными различиями можно пренебречь в отношении переменных, изучаемых в эксперименте, все испытуемые признаются эквивалентными, поэтому возможен перенос данных на каждого члена популяции; б) испытуемый уникален, и проблема прямого переноса данных неактуальна.
Существует множество планов проведения исследований с участием одного испытуемого: план альтернативных воздействий, реверсивный план, план возрастания критериев и др.
Контрольные вопросы.
1. Какие источники артефактов позволяет контролировать план Соломона?
2. В чем состоит преимущество планирования по методу “латинского квадрата” по сравнению с использованием полного факторного плана?
3. В чем особенности проведения исследований с участием одного испытуемого?
4. В каких случаях прибегают к схемам уравнивания?






