Лекция 3. 4 7 страница

5. В чем заключается контроль асимметричного переноса и плацебо-эффекта?

Литература к теме.

1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. М.: КСП+, 1999. – 324 с.

2. Анамарин И. П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 318 с.

3. Барлоу Д., Херсен М. Экспериментальные планы для единичных случаев, 1984. – 189 с.

4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1992. – 464 с.

5. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития кспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С. 22-28.

6. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. – 391 с.

7. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. – 366 с.

8. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент/ Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: Изд-во МГУ, 1985. 212 с.

9. Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий., М.: Педагогика, 1961. – 408 с.

10. Факторный и дискриминантный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. – 215 с.

11. рман Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972. – 486 с.

Лекция 7.

Неэкспериментальные планы.

Цель занятия: рассмотреть доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы, в том числе планы дискретных временных серий; эксперимент ex-post-facto.

План.

1. Доэкспериментальные планы.

2. Квазиэкспериментальные планы.

3. Эксперимент ex-post-facto.

К доэкспериментальным планам относятся:

а) исследование единичного случая;

б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы;

в) сравнение статистических групп, или план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия. Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследовательской практике.

Квазиэксперимент – план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. Любой реальный эксперимент можно считать квазиэкспериментальным, так как он отклоняется от «идеального».

Существуют два типа квазиэкспериментальных планов:

а) планы экспериментов для неэквивалентных групп;

б) планы дискретных временных серий. Для классификации этих планов можно выделить два основания: исследование проводится 1) с участием одной группы или нескольких; 2) с одним воздействием либо серией.

Существуют и другие варианты квазиэкспериментальных планов для неэквивалентных групп: так называемые лоскутные планы, планы «множественных серий замеров», план с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования и т. д.

Еще один специфический метод, который применяется в психологии носит наименование эксперимента, на который ссылаются или эксперимента ex-post-facto. Он часто применяется в социологии, педагогике, а также в нейропсихологии и клинической психологии. План ex-post-facto имитирует схему эксперимента для двух групп с их уравниванием (лучше – рандомизацией) и тестированием после воздействия.

Контрольные вопросы.

1.Охарактеризуйте различные типы доэкспериментальных планов.

1. Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента?

2. Охарактеризуйте планы экспериментов для неэквивалентных групп.

4. В чем состоит главный недостаток плана дискретных временных серий?

5.В чем заключается эксперимент ex-post-fasto?

Литература

1. Адлер Ю. П. Предпланирование эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1978. – 125 С.

2.Анамарин И. П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 318 с.

3.Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1992. – 464 С.

4.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – СПб: Издательство “Питер”, 2000. – 320 с.

5.Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития кспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С. 22-28.

6.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. – 391 с.

7.Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Наука, 1998. – 212 с.

8.Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПБ.: Издательство “Питер”, 2000. – 346 с.

9.Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент/ Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: Изд-во МГУ, 1985. – 212 с.

10. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М.: Мир, 1967. – 406 с.

Лекция 8.

Корреляционное исследование.

Цель занятия: рассмотреть корреляционное исследование и его планирование. Определить виды планов корреляционного исследования. Рассмотреть перспективы развития эксперимента.

План.

1. Основные типы корреляционного исследования.

2. Планирование, обработка и интерпретация данных корреляционного исследования.

3. Перспективы развития эксперимента.

Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и др.

План корреляционного исследования является разновидностью квазиэкспериментального плана при отсутствии воздействия независимой переменной на зависимые. В более строгом смысле тестируемые группы должны быть в эквивалентных неизменных условиях. При корреляционном исследовании все измеряемые переменные – зависимые.

Основные типы корреляционного исследования:

1. Сравнение двух групп.

2. Одномерное исследование одной группы в разных условиях.

3. Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп.

4. Многомерное корреляционное исследование.

5. Структурное Корреляционное исследование.

6. Лонгитюдное корреляционное исследование.

Данные структурного корреляционного исследования представляют собой одну или несколько матриц «испытуемые» «тесты». Первичная обработка заключается в подсчете коэффициентов статистической связи между двумя и более переменными. Выбор меры связи определяется шкалой, с помощью которой произведены измерения.

Корреляционное исследование завершается выводом о статистической значимости установленных (или неустановленных) зависимостей между переменными.

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте основные типы корреляционного исследования.

2. Чем отличается структурное лонгитюдное исследование от простого лонгитюда?

3. Перечислите основные артефакты, возникающие в ходе многомерного корреляционного исследования.

4. В чем различие конвергентного и дивергентного подходов при планировании кросскультурных исследований?

5. Каковы особенности многомерного эксперимента?

6. Какие способы контроля внешней и внутренней валидности применяются в психогенетическом исследовании?

Литература

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. – 495 с.

2. Вундт В. Проблема психологии народов. Преступная толпа. М.: Прогресс, 1976. – 367 с.

3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. – 391 с.

4. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.:Academia, 1998. – 212 с.

5. Лебон Г. Психология толпы. М.: КСП+, 1998. - 246 с.

6. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. – 341 с.

7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/ Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 272 с.

8. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. А. Психогенетика. М: Аспект-пресс, 1999. – 267 с.

9. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 429 с.

10. Тард Г. Мнение и толпа. Психология толпы. М.: КСП+, 1998. – 231 с.

11. Фулье А. Психология французского народа. Революционный невроз. М.: КСП+, 1998. – 302 с.

12. Экспериментальная психология. Вып. 1-2/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Общ. ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1966. – 429 с.

Лекция 9.

Теория психологических измерений.

Цель занятия: рассмотреть классическую теорию психологических измерений. Определить типы шкал и виды шкальных преобразований. Рассмотреть основные виды психологических измерений, их классификацию.

План.

1. Классическая теория психологических измерений.

2. Типы шкал и допустимые преобразования.

3. Основные виды психологических измерений.

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей. Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т. п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей.

Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования.

Основой психологических измерений является математическая теория измерений. С математической точки зрения, измерением называется операция установления взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.

Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения. Создание шкалы возможно, поскольку существует изоморфизм формальных систем и систем действий, производимых над реальными объектами.

Существуют следующие основные типы шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений. Выделяют также шкалу разностей, абсолютную шкалу, ординальную (порядковую) с естественным началом, лог-интервальную, упорядоченную метрическую и др.

Шкалы могут быть одномерными и многомерными.

Возможны два варианта шкальных преобразований:

1) повышение мощности шкалы;

2) понижение мощности шкалы.

В психологии используется множество конкретных измерительных методик. Методы психологических измерений могут быть классифицированы по различным основаниям: 1) процедуре сбора данных; 2)предмету измерения; 3)виду используемой шкалы; 4)типу шкалируемого материала; 5)моделям шкалирования; 6)числу «мерностей» (одномерные и многомерные); 7)мощности метода сбора данных (мощные или слабые); 8)типу ответа индивида; 9)какими они являются: детерминистскими или вероятностными.

Чаще всего применяются следующие процедуры субъективного шкалирования:

- метод ранжирования;

- метод парных сравнений;

- метод абсолютной оценки;

- метод выбора.

По предмету измерения все методики делятся на: а)методики шкалирования объектов, б) методики шкалирования индивидов и в) методики совместного шкалирования объектов и индивидов.

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается суть психологического измерения?

2. Какие основные типы шкал используются в психологических измерениях?

3. Охарактеризуте виды шкальных преобразований?

4. Какие процедуры субъективного шкалирования применяются чаще всего?

5. В чем заключается метод развертывания К. Кумбса?

6. В каких случаях применяется шкалограммный анализ?

Литература

1. Головина Г. М., Крылов В. Ю., Савченко Т. Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995. – 352 с.

2. Дэйвидсон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988. – 254 с.

3. Дружинин В. Н. Логико-системный подход к внешнему описанию поведения// Математическая психология: теория, методы, модели. М.: Наука, 1985. С.54-60.

4. Логвиненко А. Д. Измерения в психологии: математические основы. М.: Изд-во МГУ, 1993. – 278 с.

5. Математические методы в социальных науках. М.: Прогресс, 1973. – 211 с.

6. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа 1987. – 198 с.

7. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977. – 183 с.

8. Паповян С. С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983. – 343 с.

9. Психология и математика/ Под ред. Г. Е. Журавлевой, Ю. М. Забродина, В. Ю. Крылова, В. Ф. Рубахина. М.: Наука, 1976. – 302 с.

10. Пфанцагль И. Теория измерений. М.: Мир,1976. – 248 с.

11. Стивенс С. Математика, измерение и психофизика// Экспериментальная психология/ Под ред. С. Стивенса. Т. 1. 1960.

12. Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений/ Психологические измерения. М.: Мир, 1967. – 196 с.

13. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. – 429 с.

14. Терехина А. Ю. Анализ данных методом многомерного шкалирования. М.: Наука, 1986. – 168 с.

15. Шошин П. Б. Психологические измерения. Ч. 1.М.: Изд-во МГУ, 1989. - 196 с.

16. Экспериментальная психология. Т. 1/ Редактор-составитель С. С. Стивенс. М.: Иностранная литература, 1960. – 658 с.

Лекция 10.

Тестирование и теория измерений.

Цель занятия: рассмотреть классическую статистическую модель теста. Выявить измерительные качества теста и их оценку. Рассмотреть стохастическую модель тестов и ее модификации: модели Лазарсфельда, Раша, Бирнбаума.

План.

1. Психологическое тестирование, обобщенная модель теста.

2. Статистическая теория теста.

3. Измерительные качества теста и их оценка.

4. Стохастическая теория тестов и ее модификации.

Тестирование (в частности, психологическое) является разновидностью процедуры измерения свойств объекта.

Свойства классифицируются по наличию интенсивности и ее изменениям. При этом различают следующую типологию свойств: свойство не определено; точечное свойство; линейное свойство; многомерное свойство.

Общая структура психологического тестирования – применение теста, призванного измерить определенное свойство.

Психологический тест включает в себя некоторую совокупность заданий, инструкции: испытуемому – правило работы с тестом, экспериментатору – правило организации работы испытуемого с тестом и правило работы с данными, а также теоретическое описание с указанием свойств, измеряемых тестом, шкал (топологии свойства) и метода введения шкальной оценки. Указываются также психометрические параметры теста.

Тест позволяет измерить свойство количественно.

Классическая теория теста лежит в основе современной дифференциальной психометрики. Несмотря на то, что проблеме валидности в классической теории теста уделяется много внимания, приоритет отдан надежности, что и выражено в правиле: валидность теста не может быть больше его надежности. В принципе классическая теория теста касается лишь проблемы надежности. Вся она базируется на том, что результаты выполнения разных заданий можно суммировать с учетом весовых коэффициентов.

Наиболее общая теория конструирования тестов, опирающаяся на теорию измерения, - Item Response Theory (IRT). Она основывается на теории латентно-структурного анализа (ЛСА), созданной П. Лазарсфельдом и его последователями.

Латентно-структурный анализ создан для измерения латентных (в том числе психических) свойств личности. Теория измерения латентных черт предполагает, что:

1. Существует одномерный континуум свойства – латентной переменной (х); на этом континууме происходит вероятностное распределение индивидов с определенной плотностью f (х).

2. Существует вероятностная зависимость ответа испытуемого на задачу (пункт теста) от уровня его психического свойства, которая называется характеристикой кривой пункта.

3. Ответы испытуемого не зависят друг от друга, а связаны только через латентную черту.

Главное отличие IRT от классической теории теста в том, что в ней не ставятся и не решаются фундаментальные проблемы эмпирической валидности и надежности теста: задача априорно соотносится лишь с одним свойством, т. е. Тест заранее считается валидным. Вся процедура сводится к получению оценок параметров трудности задания и к измерению «способностей» испытуемых (образованию «характеристических кривых»).

В классической теории теста индивидуальный балл (уровень свойства) считается некоторым постоянным значением. В IRT латентный параметр трактуется как непрерывная переменная.

Все варианты IRT классифицируются по числу используемых в них переменных.

Наиболее известны однопараметрическая модель Г. Раша, двухпараметрическая модель А. Бирнбаума и его же трехпараметрическая модель.

Контрольные вопросы.

1. В чем состоят отличия классической модели теста от теории выбора ответа?

2. Что такое «логит»?

3. Каким должно быть число уровней трудности заданий в тесте?

4. Охарактеризуйте модель латентной дистанции.

5. Какими аналитическими формулами описываются модели Бирнбаума?

6. В чем заключается главный недостаток IRT?

Литература к теме.

1. Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. – 199 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х ч. М.: Педагогика, 1982. – 613 с.

3. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – 317 с.

4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. К., 1994. – 342 с.

5. Кулагин Б. Ф. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Медицина, 1984. – 216 с.

6. Мейли Р. Структура личности/ Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. 5, М.: Прогресс, 1975.

7. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. – 303 с.

8. Основы психодиагностики/ Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону: Феликс, 1996. – 544 с.

9. Психологическое тестирование. М.: Просвещение, 1982. – 323 с.

10. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика/ Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 152 с.

11. Спасенников В. В. Конструирование и использование психологических и дидактических тестов: Учебное пособие. Калуга, 1991. – 225 с.

12. Челышкова М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М.: Педагогика, 1995. – 176с.

Лекция 11.

Результаты психологического исследования, их интерпретация и обобщение.

Цель занятия: рассмотреть результаты эмпирического исследования и способы их представления графические, символические, вербальные). Определить ошибки первого и второга рода, их причины и средства минимизации. Рассмотреть обобщение экспериментальных результатов на другие выборки, другие условия эксперимнта и на других экспериментаторов. Раскрыть основные требования к научному тексту.

План.

1. Результаты психологического исследования и их представление.

2. Ошибки 1-го и 2-го рода, их причины и средства минимизации.

3. Обобщение экспериментальных результатов.

4. Основные требования к научному тексту.

Итог любого исследования – преобразование «сырых» данных в решение об обнаружении явления (различий в поведении двух и более групп), о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение или опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств – различий, связей и должно быть интерпретировано как подтверждение (неопровержение) или опровержение экспериментальной гипотезы. Как правило, исследователь пытается подтвердить гипотезы о различиях поведения контрольной и экспериментальной групп. Нуль-гипотеза – гипотеза о тождестве групп.

Исследователь может принять или опровергнуть статистическую нуль-гипотезу, но она может быть объективно («на самом деле») верной или ложной. Соответственно возможны четыре исхода: 1) принятие верной нуль-гипотезы; 2) отвержение ложной нуль-гипотезы; 3) принятие ложной нуль-гипотезы; 4) отвержение верной нуль-гипотезы. Два варианта решения правильны, два – ошибочны. Ошибочные варианты называются ошибками 1-го и 2-го рода.

Ошибку первого рода исследователь совершает, если отвергает истинную нуль-гипотезу. Ошибка 2-го рода состоит в принятии ложной нуль-гипотезы. В эксплораторном эксперименте опаснее ошибка 2-го рода. В конфирматорном эксперименте большее значение имеет ошибка 1-го рода. Увеличение объема выборки и статистической достоверности вывода способствует минимизации ошибки 1-го рода.

Исследователя подстерегает опасность неправомерного обобщения результатов исследования. Ограничителями генерализации результатов выступают: 1) особенности выборки; 2) содержание эксперимента (задания испытуемому, воздействия, среда); 3) личность экспериментатора.

Возможны две стратегии проведения дополнительных исследований: 1) ограничение генерализации путем введения дополнительных переменных в план эксперимента; 2) индуктивный путь на основе перепроверки результатов на других рандомизированных экспериментальных выборках.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Различают две основные формы представления результатов квалификационную (курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. д.) и научно-исследовательскую (устные изложения, публикации, компьютерные версии). Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символичечкой и графической информации.

Контрольные вопросы.

1. Чем отличается ошибка первого рода от ошибки второго рода при принятии решения?

2. Каковы ограничения генерализации выводов и результатов экспериментальной работы?

3. Какова форма представления результатов исследования?

4. Какой должна быть примерная структура научной статьи?

5. Какие требования к оформлению научной публикации предъявляет редакция «Психологического журнала»?

6. Как интерпретируется «отрицательный» результат эксперимента?

Литература к теме.

1. Айвазян С. А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1983. – 487 с.

2. Анамарин И. П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 318 с.

3. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СпбГУ, 1991. – 321 с.

4. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях/ Под ред. В. Г. Андреенковой, Ю. Н. Толстовой. М.: Наука, 1987. – 254 с.

5. Крылов В. Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. – 117 с.

6. Куликов Л. В. Психологическое исследование. СПб: Наука, 1994. – 189 с.

7. Лбов Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск: Наука, 1981. – 160 с.

8. Методы и средства автоматизации психологических исследований/ Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Наука, 1982. – 175 с.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 560 с.

Лекция 12.

Экспериментальное изучение психических процессов и состояний человека.

Цель занятия: рассмотреть экспериментальные методы исследования сенсорных, перцептивных, мнемонических процессов; изучение воображения посредством эксперимента; экспериментальное изучение мышления и речи; экспериментальное изучение эмоциональной сферы.

План.

1. Экспериментальное изучение сенсорных и перцептивных процессов.

2. Экспериментальное изучение мнемонических процессов.

3. Изучение воображения посредством эксперимента.

4. Экспериментальное изучение мышления и речи.

5. Экспериментальное изучение эмоциональной сферы.

Основой знаний об окружающем мире являются ощущения. Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее у человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. Экспериментально можно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражителя носит название абсолютного порога чувствительности органов чувств. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется разностным порогом чувствительности. Существует ряд методов измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности. К методам определения абсолютных порогов чувствительности относится метод минимальных изменений, или метод границ; метод постоянных раздражителей, или метод констант; метод средней ошибки.

Восприятие, как и ощущение, относится к процессам непосредственного отражения действительности. Под восприятием понимается субъективное (психическое) отражение предметов и явлений объективной действительности как результат их непосредственного воздействия на органы чувств. К методикам экспериментального исследования восприятия относят: особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании; исследование идентификации одномерных и многомерных зрительных стимулов; измерение константности зрительного восприятия формы в условиях изменения наклона плоскости объекта; измерение объема восприятия; метод сенсорных искажений; геометрические иллюзии зрительного восприятия; иллюзии установки; исследование индивидуальных особенностей восприятия.

Методы, применяемые при экспериментальном исследовании представлений, можно разделить на две группы: первая включает методы, пользующиеся данными самооценки и самонаблюдения испытуемого, а вторая – методы, не пользующиеся такими данными. Методы первой группы можно назвать субъективными (метод саморанжирования), а методы второй – объективными («метод квадрата букв»). При пользовании субъективными методами высказывания испытуемого о его собственных представлениях (даваемые им описания или общие характеристики представлений) рассматриваются как непосредственное отображение качеств самих представлений. При пользовании объективными методами учитываются лишь полученные в опыте и зарегистрированные экспериментатором объективные данные.

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Отдельный опыт с памятью сводится в основном к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя определенное время, так или иначе воспроизводит или узнает усвоенное. В каждом опыте экспериментатор имеет дело с тремя переменными: деятельностью усвоения или заучивания; интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием); деятельностью воспроизведения (или узнавания). Различия между традиционными методами экспериментального исследования памяти сводятся главным образом к модификациям указанных переменных.

Подобно памяти внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому возможно его рассмотрение и как процесса, и как состояния, и как свойства личности. При экспериментальном изучении внимания применяются методы для исследования характеристик избирательности внимания; для измерения устойчивости и концентрации внимания; для исследования характеристик произвольного внимания; методы исследования переключаемости внимания и др.

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Сейчас экспериментальная психология располагает целым комплексом объективных научных методов исследования мышления – от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и реального эксперимента, тестирования мыслительных особенностей субъекта, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий, их моделирования. Именно од влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка (речи).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: