Сенека

Поздняя стоя

Средняя стоя

Ранняя стоя

Стоицизм

Греко – Римский (Эллинистический) период.

Школы: - Эпикуреизм

Эпикуреизм – от имени древнегреческого философа Эпикура. Он создал в Афинах школу "Сад Эпикура". Над входом висела надпись: "Странник, тебе здесь будет хорошо…".

Эпикуру принадлежит около 300 сочинений, но все они сохранились только в виде фрагментов.

Эпикур сторонился общественной и политической жизни. Его девиз: "Проживи незаметно".

Философия Эпикура:

В своей онтологии Эпикур разделяет атомистическое учение Демокрита – весь космос и все предметы являются следствием движения атомов в пространстве.

Эпикур – материалист. Душа для него – тончайшее тело, рассеянное по всему организму.

В своей гносеологии Эпикур, вопреки всей античной философии, отстаивал приоритет чувств над разумом. Чувства – первооснова: "Чувства никогда нас не обманут".

В мировую философию Эпикур вошёл своей этикой, в частности – учением о достижении человеком счастья.

По Эпикуру высшее благо человеческой жизни, цель всех живых существ – удовольствие, наслаждение. Оно и должно служить критерием выбора.

Гедонизм – этическое направление, рассматривающее удовольствие, как цель жизни и нравственного поведения.

Эпикурейцы – люди, отдающие предпочтение материальным радостям жизни.

Замечание Эпикура о том, что высшая цель – духовное удовольствие – от познания или дружбы, общественность не запомнила.

Стоицизм (4 век до н.э. – 6 век н.э.)

Основатель – Зенон (стоик)

Стоя – портик (крыша, колоннада) – там Зенон учил своих учеников.

Исторически стоицизм разделяется на три периода:

Наиболее известный представитель стоической школы – Луций Анней Сенека (6-3 г. до н.э. – 65 г. н.э.)

Луций Аней Сенека (ок. 5 г.д.н.э. – 65 г.н.э) родился в Кордове (Испания) между 3 и 6 г.д.н.э.

Отец его, Марк Анней Сенека, известен также как Сенека-Ритор. Вскоре после рождения С. (в половине царствования императора Августа) его отец переехал в Рим, где стал преподавать ораторское искусство, чем составил себе имя положение и состояние. Отец Сенеки происходил из среднего дворянского сословия, и вообще фамилия Аннеев была очень молодой (неизвестно, принадлежал ли к дворянскому сословию дед Сенеки).

Мать Сенеки Гельвия происходила из знатного рода. Из той же фамилии происходила и мать Цицерона. Она получила прекрасное образование, много занималась искусствами и обладала редкой для того времени чистотой взглядов.

У Сенеки было два брата:

Старший, Новат (Галлион), выдвинулся на административной деятельности, и ко времени царствования Нерона занимал пост проконсула Ахайи. Упоминание о нём встречается в Деяниях Апостольских: Он – тот самый проконсул, который отказался судить апостола Павла. Сенека посвятил своему старшему брату свои суждения "О гневе" и "О блаженной жизни".

Младший, Луций Анней Мела, не занимался ни политикой, ни искусством, хотя был хорошо образован. Он сумел заработать большое состояние, чем вызвал гнев Нерона, и ему пришлось совершить самоубийство, завещав часть состояния Нерону и его приближённым, чтобы спасти остальное.

Первоначальное своё образование Сенека получил под руководством отца. Вероятно, он также посещал школу, т.к. в своих сочинениях обнаруживает хорошее знание школьных авторов и различную степень презрения к ним.

Т.о. к 20 годам Сенека получил хорошее образование и около 19 г.н.э. обратился к слушанию лекций по философии.

Наставниками Сенеки по философии были: стоик Аттал, пифагореец Сотион, эклектик Фабиан Папирий и циник Деметрий. Наибольшее влияние на взгляды Сенеки оказал Аттал с которым у него были тесные отношения. По убеждениям Сенека сложился как философ-стоик. Впоследствии, уже ближе к смерти, Сенека изучил философию Эпикура. В этот же период Сенека под руководством Аттала и Фабиана Папирия, которые кроме лекций по философии читали также лекции по естественной истории, написал сочинение о землетрясениях, вошедшее в последствии в его "Естественноисторические вопросы".

Увлечение стоической философией не одобрялось римским обществом, в котором была модной эпикурейская философия. Уступая своим родным Сенека занялся адвокатской деятельностью и благодаря протекции своей тётки, получил в начале царствования Калигулы место квестора. В этот же период Сенека женится первый раз. Упоминание о первой жене встречается только в трактате "О гневе", но и там не указано её имя.

Деятельность Сенеки и отцовское наследство помогли ему выдвинуться, и в конце царствования Калигулы Сенека появился при дворе. Ораторское искусство Сенеки вызвало зависть императора. Калигула сначала публично оскорблял Сенеку, а затем приказал его убить. От смерти философа спасло заступничество любовницы императора, по словам которой Сенека и так должен был скоро умереть т.к. был серьёзно болен.

Вскоре после этого Калигулу убили. Но Сенека, и так тяготившийся адвокатурой, после такой угрозы совсем оставил практику. К этому же времени относится первый из его сохранившихся трактатов "О гневе" посвященный Новату. В этом трактате Сенека опровергает мысль Аристотеля о том, что иногда гнев бывает не только полезен, но и необходим.

Из-за своих взглядов Сенека при новом императоре Клавдии попал в ряды оппозиции и в 41 г.н.э. был сослан на Корсику. В самом начале изгнания умер сын Сенеки от первого брака. Доведённый до отчаяния смертью сначала жены, а затем и сына философ пишет письмо приближённому императора Полибию (недавно потерявшему брата) с выражениями сострадания горю, покорности императору и просьбой о прощении. В последствии это письмо дало повод к обвинениям в малодушии и т.п.(Дион Кассий, Немецкие историки).

Из дошедших сочинений Сенеки только послания к Полибию и Гальвии (матери) однозначно датируются временем ссылки.

После возвращения из ссылки стал одним из воспитателей Нерона (его коллеги: инженер Аницет, воин Бурр).

По возвращении возобновил некоторые старые (Фабий Рустик – составил летопись времён императоров) и приобрёл новые знакомства: Марция, Павлин (ему посвящён доклад "О краткости жизни"), его вторая жена Помпея Паулина (сестра или дочь Павлина), Луцилий (впоследствии прокуратор Сицилии, к нему адресованы "Нравственные письма к Луцилию" 124 письма).

Из ссылки Сенеке помогла вернуться императрица Агриппа, занявшая место убитой Мессалины, которая и отправила Сенеку в ссылку. При Агриппе философ состоял советником.

После смерти Клавдия (13 октября 54 года) Сенека стал полноправным министром при 17-летнем императоре.

В течении 5 лет Сенека практически управлял страной, но после убийства Нероном своей матери (в нём Сенека принимал участие "прикрывая" императора) он впал в немилость. После смерти Бурра в 61 году влияние Сенеки на императора сошло на нет. В 65 году философ был обвинён в заговоре против императора (заговор Пизона) и приговорён к смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: