Выбор геометрических параметров крыльев
Выбор геометрических параметров корпуса
Выбор геометрических параметров ракеты
Удлинение корпуса l= l / d.
Удлинение носовой части lноса = l носа/ d.
Сужение кормовой части h кормы = d корп / d кормы.
По статистическим данным, удлинение корпуса большинства ракет колеблется в пределах 12¸18, в редких случаях до 22.
При дозвуковых скоростях выбирают закругленные носовые части с lноса=0,5¸1, обеспечивая тем самым максимально полезный объем при той же длине корпуса. В сверхзвуковом диапазоне удлинение l=3¸4 (3,5-Тунгуска, 850м/с).
Для самонаводящихся ракет форма носа параболическая с l=2,5¸3 и (или) в виде конуса с углом при вершине не менее 32-34°, плавно сопряженного с центральной цилиндрической (конической) частью корпуса. Диаметр кормового среза должен быть достаточным для размещения соплового блока двигателя, а в некоторых случаях также антенн радиоуправления, радиовизирования и механизмов рулевых приводов.
Удлинение lкорм выбирают так, чтобы местные углы наклона образующей кормовой части не превышали 12-15°, так как при больших углах возможен отрыв потока.
Крылья УР, чаще всего, имеют трапециевидную форму в плане, определяемую тремя безразмерными параметрами:
1 удлинение двух консолей
2 сужение консоли
3 угол стреловидности c по какой-либо линии (например, по линии максимальных толщин cс).
Обозначения:
l конс – размах двух консолей – это размах оперения без учета калибра.
b ср – средняя хорда крыла
b а(б) – бортовая хорда
b к – концевая хорда
S конс – площадь двух консолей.
Частными случаями трапециевидных крыльев являются прямоугольные (h конс=1, c=0) и треугольные (h конс=¥).
Профиль крыла, как правило, симметричный, характеризуется типом обводов (ромбовидный, шестигранный, чечевицеобразный) и некоторым параметрам, из которых наиболее важный - относительная толщина – отношение ширины крыла в данном месте к хорде.
Рассмотрим влияние перечисленных параметров на относительную массу крыльев и запас топлива (через составляющие аэродинамического сопротивления). Поскольку профильное сопротивление мало зависит от геометрических размеров крыльев, то при анализе их влияния на запас топлива рассмотрим лишь волновую и индуктивную составляющие сопротивления.
При увеличении удлинения возрастают размах крыльев и изгибающие моменты. Одновременно уменьшаются бортовая хорда и абсолютная толщина крыла. Все это приводит к возрастанию потребной площади сечений продольных силовых элементов и их длины, а в итоге – к росту относительной массы крыльев.
Однако, увеличение удлинения lконс полезно для уменьшения волнового сопротивления cxволн в трансзвуковом диапазоне. При числе Маха М>1,6 влияние удлинения lконс на cxволн не значительно.
Кроме прямого влияния на cxволн, удлинение крыльев оказывает сильное косвенное влияние как в трансзвуковом, так и в сверхзвуковом диапазоне скоростей, так как уменьшение удлинения приводит к уменьшению размаха крыльев (изгибающих моментов) и возрастанию бортовой хорды.
Все это позволяет одновременно с уменьшением lконс уменьшить относительную толщину профиля без ущерба для прочности и жесткости крыльев.
Увеличение lконс способствует снижению индуктивного сопротивления cx(инд) только на дозвуковых и трансзвуковых скоростях. При больших сверхзвуковых скоростях (М>3¸4) характер зависимости cx(инд) от lконс меняется: при lконс >1¸1,5 коэффициент индуктивного сопротивления несколько увеличивается с ростом удлинения. У современных ЗУР удлинение lконс = 0,5¸1,2.