Историческое мировоззрение и философские взгляды Стендаля

Мировоззрение Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 -1805 годы, когда он с великим увлечением читал французских философов XVIII века - Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников - философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.

Стендаль не верит в существование бога, в религиозные запреты и в загробную жизнь, отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гальвенция. Если существует лишь один источник познания - наши ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля, - один из самых сильных стимулов поведения человека.[11]

Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.

Характерная особенность современного французского общества, полагал Стендаль, - лицемерие. В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во Франции уже не верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее приветствовать. Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом единственное средство существования и единственную возможность спокойно заниматься своим делом.[10]

Стендаль был страстным ненавистником религии и особенно духовенства. Власть церкви над умами ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе "Красное и черное" он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на сторону правительства.

Эстетичные положения просветителей Стендаль развивает в новых исторических условиях - после Французской революции 1789- 1794 годов, в период революции, которая опять назревала, в 1830 году. Через все произведения проходит мысль о важности исторических сдвигов, которые неминуемо отражаются в искусстве. Вся его статья из искусства преисполнена чувством нового. С каждой новой исторической эпохой изменяется понятие красоты, говорит Стендаль. То, которое казалось красивым людям XVII века, уже не может казаться красивым тем, кто пережил революцию 1789 года. Изменяется также и историческая роль писателя. Ценность писателя, убежден Стендаль, определяется не тем, как хорошо он выучил классиков, искусство прошлого, а тем, в какой мере он принимал участие в революционных событиях, в общественной жизни в свое время. Главную ошибку классицистов Стендаль видит в том, что они хотят сохранить то искусство, которое сложилось еще задолго до революции. Новым направлением он считает романтизм - как новое искусство, которое ведет борьбу со всем отсталым, отживающим.

Еще одно важное положение: искусство должно быть правдивым. В романе "Красное и черное" он характеризует роман как "зеркало, которое проносят по большой дороге". Если дорога грязна, если на ней есть лужа, это неминуемо отразится в этом зеркале, и даром было бы обвинять зеркало в том, что оно отражает точно; нужно обвинять дорогу, или, вернее, смотрителя дороги, в том, что он плохо хозяйничает на ней".

Стендаль пишет, что романтики никогда не советуют прямо близко драмы Шекспира. Этому большому человеку необходимо наследовать в манере изучать мир, среди которого мы живем, потому что он дает своим современникам именно тот жанр трагедии, который им нужен.[17]

Таким образом, в своих эстетичных взглядах Стендаль является учеником и продолжателем просветителей. их учение он развивает при новых исторических условиях, что налагает резкий отпечаток на его взгляды и обиду, предоставляя им новое качество. Все требования к искусству он выставляет в зависимость от заданий, которые выдвигает революция.

Связь Стендаля с просветительством можно проследить и в области философии, - он был учеником просветителей-материалистов Дидро, Гельвеция, Кабаниса. Особенное место в философских взглядах Стендаля занимает вопрос о человеке. Подобно просветителям, Стендаль утверждает, что человек должен гармонично развивать все заложенные в нем способности и силу, и направлять их на благо родины, родного края, общества. Способность к большому чувству, к героизму - вот качества, которые определяют полноценную личность. Исключительное место в его философии и творчестве занимает проблема страсти. В понимании Стендаля страсть никогда не противоречит уму, а находится под его контролем. Герои романов Стендаля нередко выступают такими же рационалистами в своей любви: Жюльен Сорель, Фабрицио, Сан-северина, даже охваченные сильной страстью, всегда способные оценить свое чувство, свои поступки, подчиняя их уму.

Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.

С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим "чистоганом". Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.[14]

Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и читателем он признан как один из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: