Стендаль (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

Первооткрыватель классического реализма во времена, когда все еще не отказались от романтизма: необходимо правдивое и точное изображение человека.

Рос в состоятельной буржуазной семье, родился за 6 лет до Великой Французской Революции. С детсва имел тягу к сочинительству, увлекался математикой. После школы в Греноболе уезжает в Париж и собирается поступать в математическую школу, но передумывает и поступает в школу изящных искусств. Но, вместо ученичества вступает в ряды французской армии и в 1800 отправляется с Наполеоном в Итальянские походы. Не выдержала душа поэта и через год он подает в отставку. Мечтая стать великим поэтом рвется в Париж. 1802 г- Стендаль в Париже. Увлекается философией, разочаровывается в Наполеоне, становится врагом тирании и ярым республиканцем. Навсегда убедится в связи науки с искусством. «Искусство пользуется методами, открытыми наукой».

С 1805 он опять в армии Наполеона – кушать-то надо было что-то. 1812 –Наполеон в России. Стендаль тоже. Приходит в восторг от героизма и стойкости русского народа. Отречение Наполеона от власти 1814 и реставрация Бурбонов положили конец службе Стендаля. Уезжает в Италию, работает журналистом, пишет биографии, искусствоведческие работы, путевые очерки. Сближается с итальянскими романтиками, воюет с классицистами.

Свое мировоззрение формировал на основе материалистических взглядов. Полностью отрицал веру. Отвергал надуманную мораль. Для него важно правильное состояние человека, когда человек доверяет своим ощущениям. При этом человек немыслим вне среды, и изучать его можно только в национальной среде.

Он выделяет две страсти: любовь и честолюбие. Герой Стендаля - это всегда страстный человек. Человек – механизм тщеславия.

В литературе Стендаль видит своей задачей рассмотреть этапы становления человеческого характера. Исследуя жизнь человека, Стендаль стремится дать многосторонний анализ его действий и поступков, показать различные - добродетельные и порочные - черты в их жизненном смешении. Характер человека, по словам Стендаля – это его обычный способ, который он использует в охоте на счастье. Характер не дан изначально, на протяжении произведения он формируется.

Фабула романа «Красное и черное» (1830) основана на судебном деле. Дело в том, что Стендаль очень ценил «Судебную газету». Там в 1827 году он вычитал заметку об одном процессе, где было много страсти, любви и ревности. Жизненного прототипа героя зовут Анри Бурте. Для Стендаля это и был тот потенциально энергичный человек, которому не давала выразиться среда. Он говорил: «Именно такие и становятся будущими революционерами».

Роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века». Но это не весь 19 век, а только период реформации. Он показывает все французское общество от крупной аристократии до мелкой буржуазии и духовенства.

Название романа:

- два цвета рулетки

- выбор карьеры главного героя: красный – цвет наполеона, черный – цвет священнослужителей во времена реформации.

- политичекие партии, которые боролись во времена реформации. Красный – революция.

- это две сцены, которые приводят к роковой развязке. Выстрел в госпожу и сцена, где Матильда хоронит в черном отрубленную голову Жульена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: