Власть в зеркале политической науки

Сущность и содержание власти

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Глава 4

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Выделите основные направления деятельности аль-Фараби, повлиявшие на становление его как политического мыслителя?

2. Основная направленность политических переживаний аль-Фараби.

3. Цель государства согласно аль-Фараби? (Достижение счастья его граждан; создание сильного централизованного государства; формирование сильной политической элиты; экономическое благополучие его граждан).

4. Какие виды городов выделяет аль-Фараби, какой критерий положен мыслителем в основу классификации?

5. Выделите общее и различие в политической философии аль-Фараби и Аристотеля.

6. В чем основной смысл поэмы «Кутадгу Билиг» Ж. Баласагуна?

7. Какие требования предъявляет Ж. Баласагун правителю, в чем видит назначение его деятельности?

8. Выделите общее и различие в политической философии Ж. Баласагуна и Н. Макиавелли.

9. В чем, на ваш взгляд, заключается название партии «Алаш», предложенное политическими деятелями Ахметом Байтурсыновым, Алиханом Букейхановым, Миржакыпом Дулатовым.

10. В чем заключается историческая роль деятельности Ахмета Байтурсынова, Алихана Букейханова, Миржакыпа Дулатова?

11. Какую тактику борьбы за достижение поставленной цели предложили Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов?

Наказание — это плоть власти, обряды — ее крылья, знания — ее опора,

добродетель — средство привлечь к себе людей.

Мэн-цзы

Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Властные отношения характерны для церкви, профсоюзов, семьи, особенно для отношений между родителями и детьми, которые, однако, нельзя назвать политическими. Следует учесть и то, что часто понятие «власть» используется в качестве метафоры. Говорят, например, о власти традиций, предрассудков, идей, любви, о власти человека над самим собой и т.д. Однако свое наиболее адекватное выражение понятие «власть» находит в политической сфере.

Политическая власть – важнейший регулятор человеческих отношений, необходимый для устойчивого существования любой общественной организации. Она отличается совершенством внутренней организации, монополией на регламентацию жизни общества и возможностью принуждения в отношении личности и общества. Именно поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.

Власть существовала задолго до возникновения государства. Как социально-политический феномен власть составляет антитезу состоянию безвластия, отсутствия власти. Началу архэ (власти) противопоставлялось начало анархэ (безвластия) в качестве символа общественного устройства, в котором отсутствует всякая власть. Ксенофан называл «анархией» время без Архона, то есть без высшего правителя государства. Таким образом, еще с античных времен это слово употреблялось с отрицательным оценочным оттенком. Для подавляющего большинства античных мыслителей был очевидным тот факт, что человеческое общежитие всегда нуждается в архэ, то есть властном начале, регулирующем порядок и призванном укротить стихийные импульсы людей. Уже первобытная община была немыслима без конкретных обязательных норм, правил, табу. В этом смысле рудиментарные элементы власти первоначально возникли в форме отдельных табу, или запретов на те или иные действия или акты. Иначе говоря, первоначально власть коренилась в системе табу. Первым властным актом нужно считать именно табу, то есть запрет что-то делать. По-видимому, первого, кто произнес сакраментальное выражение: «Ты не должен…», можно считать основателем власти и закона. Данные действия, выражая ограничение, подавление биологических инстинктов, отражали необходимый для человека объективный процесс объединения людей в социум. Стало быть, власть возникла не на определенном этапе человеческой истории, а вместе с самим человеком и вместе с ним прошла длительный путь развития.

Французский мыслитель М. Дюверже выделяет три исторических типа власти. В период первобытнообщинного строя власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода, которые избирали старейшину. Таким образом, в примитивных обществах власть была анонимной, распыленной среди членов рода и племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Однако власть не носила политического характера.

С усилением социальной дифференциации, интенсивности взаимодействий индивидов возникает необходимость концентрации власти в руках вождей, групп с тем, чтобы она была способна эффективно реагировать на возникающие проблемы. Анонимная власть уступает свое место индивидуализированной. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства отделились от общества и стали над ним.

Однако процесс нарастания социального неравенства обнаруживал неэффективность индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Это стимулировало процесс институализации власти, в ходе которого она все более стала опираться на специальные институты. Так власть постепенно становилась политической, выражаясь в деятельности государства, партий и других организаций.

Борьба за власть – тайная пружина политической истории. За пестрым калейдоскопом политических событий часто скрывается сильнейшая борьба за власть. Приход к власти монархов, диктаторов и президентов сопровождается напряженной закулисной борьбой, в ходе которой могут использоваться самые разнообразные средства.

Ученые утверждают, что политическая власть – это способность, право и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения. Власть – это инструмент политика, поэтому самое главное заключается в том, в чьих руках находится данный инструмент.

Восточная мудрость гласит:

Проходя мимо подножия горы Тай, Конфуций заметил горько плачущую женщину. Учитель поспешил вперед и быстро подошел к ней. Затем он попросил Це Ю расспросить ее. «Ваши рыдания таковы, - сказал тот, - что заставляют думать о горчайшем из переживаний». Женщина ответила: «Отца моего мужа убил тигр. Мой муж также был убит, и сын погиб таким же образом». Учитель сказал: «Почему вы не покинете это место?» В ответ он услышал: «Здесь не гнетет правление». Тогда учитель сказал: «Запомните это, дети мои. Угнетающее правление ужаснее тигров».

Жажда власти коренится не в силе, а в слабости.

Э. Фромм

Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления. Некоторые современные ученые пытаются объяснить феномен власти с биологической точки зрения и вслед за Аристотелем приходят к выводу, что человеку присуще врожденное свойство образовывать политические общности и повиноваться своим лидерам, с одной стороны, и стремление к лидерству – с другой. Биологический подход переносит природные инстинкты животного мира на человеческое общество и считает, что стремление к агрессии и борьба за существование сублимируются в стремление к лидерству и подчинению слабого сильному. Потеря личной инициативы, подчиненное положение порождают коллективный конформизм как способ преодоления политической неполноценности, создания видимости политического участия. Безусловно, групповое мышление и подчинение власти свидетельствуют о том, что в человеке заложена глубоко скрытая внутренняя потребность организовываться в группы, подчиняться и действовать в соответствии с принятыми коллективно принципами и нормами. С одной стороны, именно эта черта делает возможным существование человеческой цивилизации. Но с другой стороны – именно благодаря этому стали возможны ужасы фашизма и сталинизма, где миллионы людей добровольно отказались от политической свободы, подчинившись безграничной власти небольшой кучки вождей, а миллионы других были при этом безразличны к беззаконным действиям власти.

Многие ученые рассматривают феномен политической власти с рациональной точки зрения – как проявление присущей человеку разумности. Еще Дж. Локк отмечал, что люди образуют гражданские общности, потому что здравый смысл подсказывает им: это значительно лучше анархии. В отсутствии власти в обществе начинается борьба «всех против всех», в которой торжествует грубая сила. Создатели американской Декларации независимости и Конституции были также глубоко привержены духу рационализма своей эпохи. Они выдвигали свои доводы так, будто любая политическая деятельность людей является столь же логичной, как физические законы Ньютона. Однако насколько сегодня разумна политическая деятельность того или иного государства, политического деятеля. Всегда ли их действия обосновываются доводами разума. Многие политические вопросы слишком сложны, чтобы их можно было бы объяснить только с позиции рационализма.

Вместе с тем существует и противоположная, иррациональная концепция феномена политической власти. Муссолини и Гитлер были уверены в том, что люди по своей природе неразумны, охвачены первобытными страхами, ориентируются на примитивные стереотипы, их мышление иррационально. Поэтому людьми управлять необходимо с помощью массовых драматических зрелищ, символов, мифов. По их мнению, для сохранения власти над толпой достаточно снабжать ее новыми мифами, обожествляющими человека, стоящего у власти. Для того, чтобы удобнее было манипулировать массовым сознанием, провозглашается культ вождя – «сверхчеловека». К сожалению, историческая практика показала, что иррациональная точка зрения содержит долю истины. В то же время претворение в жизнь этой теории всегда влекло за собой катастрофические последствия: деятельность Муссолини в Италии, Гитлера в Германии, Перрона в Аргентине. Политические деятели постепенно сами начинают верить тому, что проповедывают и в итоге ведут свой народ к опустошительным войнам, разрухе и рабству. Таким образом, в данном подходе стремление к власти объясняется иррациональной природой человеческого поведения.

С точки зрения психологического подхода, как, например, считал Э. Фромм, «жажда власти коренится не в силе, а в слабости». По его мнению, во власти «проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой». Власть – это не что иное, как отчаянная попытка приобрести знаменатель силы, когда подлинной силы не хватает. Более того, «сила в психологическом смысле не имеет ничего общего с господством; … это слово означает обладание способностью…власть и сила - это совершенно разные вещи».[39] Таким образом, психологическая концепция, рассматривая власть в аспекте господства, понимает ее как способ компенсации внутренней неуверенности, возможность дополнить субъективную неполноценность внешними, как правило, жесткими способами.

Многие ученые рассматривают феномен политической власти с количественных внешних характеристик, изучая ее как тип политического поведения. Представители данного бихевиористского подхода Лассуэлл, Мерриам стремление к власти объявляют доминирующей чертой человеческой психики, исходя из которой в обществе в зависимости от ситуации наблюдаются определенные типы политического поведения: стремление к господству, вынужденное подчинение, поиски консенсуса, противоборство, манипуляторство и т.д. Таким образом, бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти, соответственно, внешние формы проявления. Изучение власти как формы поведения значимо в современном мире. Поскольку людям свойственны одни и те же реакции на одинаковые политические установки, то бихевиоризм способен прогнозировать те или иные действия общества, в условиях авторитаризма, тоталитаризма и так далее. Вместе с тем, изучая индивидуальные обстоятельства жизни политических лидеров, особенности их психики, социального окружения, можно предполагать тот или иной стиль руководства данного лидера, методы его правления, ошибки, тем самым корректировать по возможности в целом развитие общества.

Одной из точек зрения, объясняющей природу власти является телеологический подход (с точки зрения цели). Здесь власть характеризуется как способность достижения определенных целей, средство получения намеченных результатов. Цели могут быть различными. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. В авторитарном и тоталитарном государстве цель субъектов политики делает крен в сторону удовлетворения личных амбиций. Чем более демократичнее государство, цель политических лидеров приобретает более общественно значимый характер, поскольку сама роль лидера в таких условиях воспринимается обществом, прежде всего, как служение обществу и государству.

В середине ХХ века большое влияние в политической науке получил структурно-функциональный подход, разработанный американским ученым Т. Парсонсом. Он попытался представить политическую жизнь в виде системы, где все политические элементы – государство, партии, общественные организации – образуют функциональные взаимосвязи. Таким образом, в этой концепции власть рассматривается как систематизирующее начало политической жизни общества, без которой невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. К. Дойч власть представляет как одно из «платежных средств» в политике, которое применяется там, где не срабатывает влияние или добровольное согласие.

Следующий интересный подход – реляционный - рассматривает власть как межличностное отношение, при которой один из участников процесса оказывает определяющее влияние на второго. Здесь можно выделить три разновидности: «теория сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела сфер влияния». Например, представители концепции «раздела сфер влияния» (Д. Ронг), соглашаясь с ассиметричным неравномерным характером властных отношений, указывали, что в различных ситуациях объекты власти могут превращаться в субъекты, и наоборот. Например, человек, обладающий властью на работе, может не обладать ею в семье, и наоборот, рядовой исполнитель, придя домой, может превращаться во всесильного повелителя по отношению к своим близким. Покупатель и продавец, посетитель ресторана и официант, портной и заказчик – все обслуживаемые и обслуживающие могут меняться местами в соответствии с изменениями социальной ситуации. Следовательно, властные отношения не следует рассматривать как иерархически односторонние, поскольку господство одних в конкретной сфере уравновешивается контролем других в иных сферах.

Французский политолог Дюверже выдвигает бинарную концепцию власти. Он дает образное определение власти и утверждает, что изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти. Дуализм власти обусловлен наличием двух аспектов. С одной стороны, она является инструментом господства одних групп над другими, используемым первыми к их выгоде и в ущерб вторым, но одновременно, с другой стороны, власть выступает эффективным средством интеграции и сохранения социального порядка, обеспечения социальной солидарности всех членов общества. Пропорция между одной и другой стороной зависит от эпохи, условий и стран, но обе эти стороны должны присутствовать всегда.

Тем не менее, и данный подход не в состоянии объяснить все проявления феномена политической власти. Возможно, только синтез различных школ и точек зрения позволит полнее понять источник и природу политической власти.

Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть – это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющийся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: