Основы ценообразования в условиях рыночной экономики

Проблема эластичности спроса и предложения

Эластичность спроса (предложения) – способность меняться в зависимости от изменения цены.

При пропорциональности в соотношении 1:1 – абсолютно эластичный; 1:2 – эластичный; 1/0,1 – неэластичный (предметы роскоши, первой необходимости). Т.е. если величина спроса/предложения изменяется больше, чем величина цены – спрос/предложение эластичный (и наоборот).

Эффект Гиффена - рост цен – рост спроса (из-за традиционности потребления товара), падение цен – падение спроса (за счёт освобождения излишков средств).

Эффект Веблена – для высокодоходных категорий населения рост цен является стимулом для увеличения потребления того или иного товара.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Стоимость - совокупность средних экономических затрат по его производству.

Затраты включают в себя:

- Затраты на средства производства – машины и т.д.;

- На рабочую силу – создающую необходимый и прибавочный продукт

Всё это включается в стоимость продукции, т.н. затраты необходимого труда.

После продажи окупаются все затраты, при этом рабочая сила производит больше, чем затрачено (необходимый продукт) и доход (прибавочный продукт)

Основные принципы рыночного ценообразования. Чем отличается ценообразование в рыночной и командной экономике.

Рыночная экономика:

1. Цена должна соответствовать затратам по производству товара.

2. Принцип соответствия цены спросу и предложению. Цена реагирует на спрос и предложение - прямо пропорционально на спрос и обратно пропорционально на предложение.

В сочетании первых двух принципов и рождается цена товара. Цена соответствует стоимости, когда спрос = предложению. Однако чаще всего совпадение стоимости и цены исключение, нежели правило.

3. Принцип либерализации цен - в условиях рыночного ценообразования цены должны устанавливаться свободно производителем товара. Но, конечно, не абсолютным образом, существуют субъективные ограничения - затраты, спрос, предложение, выбор рыночной стратегии - например, фирмы, которые обслуживают крупных клиентов производят некое увеличение цены в отличие от розничных торговцев, которые занижают цены, поскольку работают с клиентами имеющими относительно низкий доход. В розничной торговле важнее оборот, степень реализации (высокая ликвидность).

4. Государственное регулирование цен имеет место лишь в исключительных случаях, а именно 3-х:

- Когда имеет место монопольное завышение цен, государство обычно устанавливает «потолок» цен;

- Когда монополист использует демпинг (искусственное занижение цены с целью устранить конкурентов, мелкие производители не в состоянии выдержать такую нагрузку);

- Когда речь идёт о реализации продукции по социально низкой цене. Это товары первой необходимости - лекарства, хлеб, молочная продукция и т.д. Цены на такие товары нередко устанавливаются государством на низшем уровне. Понятно, что если бы предприниматель продавал данные товары по такой низкой цене без поддержки государства, в этом бы не было смысла. Поэтому государство помогает таким предпринимателям - платит за них проценты по кредитам, предоставляет им льготные кредиты, выдаёт дотации. Но всё же в рыночной экономике доминирует 3 принцип.

В командной экономике все цены назначаются государством и фиксируются в прейскуранте на абсолютно все виды товаров, включая промежуточные продукты - гайки, винтики и т.д. В отличие от рыночной, где цена договорная. В командной экономике государств очень часто устанавливает цену без учёта экономических законов, руководствуясь некой социальной значимостью для верховного собственника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: