Лекция
Предмет экономической теории, её структура и функции.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
Современная экономическая наука – одно из величайших интеллектуальных достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства и сумели сконструировать теоретический механизм его оптимального регулирования.
Термин «экономика» произошёл от греческого oiknomike (oikos – «дом», и «домашнее хозяйство»; nomos – «закон»), что означает искусство управления домашним хозяйством. В современных условиях этот термин означает хозяйство страны, как правило – рыночный способ хозяйствования, а также совокупность наук о такой системе хозяйствования. Предмет науки - тот круг явлений окружающего мира, который она изучает. Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявлении внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Что изучает экономика?
|
|
Для понимания предмета экономической теории следует учесть, что любая наука, в том числе и экономическая теория, всегда занимается исследованием и нахождением способов решения круга определенных проблем. Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности (редкости) имеющихся в распоряжении человека (и общества) ресурсов, с одной стороны, и в неограниченности постоянно возникающих потребностей - с другой. Данное противоречие носит универсальный характер и присуще любой экономической системе (будь то отдельное домохозяйство, фирма или государство). Противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих желаний и потребностей лежит в основе всех экономических проблем и предопределений предмет экономической теории.
Классическое определение предмета экономической теории дал английский экономист Л. Роббинс (1935); согласно которому экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление. Другими словами, предмет экономической теории – экономические отношения, экономические формы, взаимодействия людей, решающих проблему использования редких благ для удовлетворения своих потребностей (конкурирующих целей) в условиях общественного разделения труда. Так как экономические отношения в обществе представляют собой целостную систему, то экономическую теорию можно определить как науку о системах экономических отношений в обществе. В процессе анализа системы экономических отношений экономическая наука должна ответить на ряд принципиальных вопросов:
|
|
1) – что представляет собой экономическая система, как она устроена, каковы её основные структурные элемент, цели и формы движения;
2) – как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимодействие её элементов в процессе функционирования и какое влияние оказывает принятие экономических решений субъектами экономических отношений на результаты функционирования хозяйственной системы;
3) – как система экономических отношений взаимодействует с другими системами общественных отношений, и, прежде всего, с социальными и политическими отношениями.
Проблемы, которые изучает экономическая теория, можно сгруппировать следующим образом: (1) - проблемы экономических форм, обеспечивающих максимально эффективное (при данных обстоятельствах) производство материальных и духовных благ; (2) – проблемы функционирования экономической системы с точки зрения равновесия/неравновесия; (3) - поиск оптимального механизма регулирования действий участников экономических отношений.
Структурно современная экономическая теория делится на два основных уровня, на которых ведётся экономический анализ – микро – и макроэкономику.
Микроэкономика изучает поведение и деятельность таких особых экономических единиц как индивидуумы, домашнее хозяйство, фирмы, правительства, которые выступают в роли продавцов и покупателей, распоряжаются доходами, ресурсами и т.п. Микроэкономика объясняет как функционируют рынки товаров и ресурсов, как формируются цены, объемы производства и потребления конкретных товаров и услуг, каким образом происходит перераспределение ресурсов между отраслями, как принимают решения покупатели и производители (продавцы) и многие другие вопросы.
Макроэкономика изучает функционирование экономической системы в целом и крупных её секторов, объектом изучения являются такие взаимосвязанные вопросы как: общий уровень экономической активности, национальный доход, экономический рост общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы, совокупные сбережения и инвестиции, процентные ставки, денежная масса, общий уровень цен, балансы межнациональной торговли, налоги и государственные расходы.
К функциям экономической теории относят следующие:
(1) – теоретическая (познавательная) – изучение и объяснение экономических явлений, раскрытие законов функционирования и развития экономики;
(2) – практическая (прагматическая) – применение теории, моделей экономических процессов в хозяйственной практике, создание научной основы для осуществления экономической политики государства.
(3) – прогностическая – разработка системы прогнозов социально- экономического развития общества.
(4) – методологическая - методология и методика научного исследования, применяемая в экономической теории, а также результаты их применения, принципы, экономические теории составляют основу совокупности приёмов, методов научного анализа, осуществляемого в рамках конкретных экономических наук.
(5) – мировоззренческая – экономическая теория формирует определенную систему взглядов на жизнь общества. Прежде всего, это относится к так называемой нормативной экономической теории.
В рамках экономической теории, независимо от микро- или макроэкономического уровня анализа, различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит в наличии или отсутствии оценочных суждений. Позитивная экономика ищет научные объяснения функционирования экономики, имеет дело с тем, что есть или может быть. Она оперирует фактами и свободна от субъективных оценочных суждений. Нормативнаяэкономика разрабатывает рецепты действий, основанные на оценочных суждениях, она имеет дело с тем, что должно быть, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны.
|
|
Современная экономическая теория – это система экономических наук, связанных общим предметом – экономическими отношениями. При этом каждая составная часть экономической теории имеет свой предмет. В качестве основных структурных частей современной экономической теории выделяют следующие:
(1) – теория рационального (эффективного) использования ограниченных ресурсов; непосредственным её предметом является анализ функционирования экономических отношений на микроуровне (микроэкономика) и макроуровне (макроэкономика;
(2) – социально- экономическая теория. Непосредственным предметом её является анализ национальной экономики как социально-экономической системы, в единстве экономического и социального содержания, анализ экономического строя и конкретных моделей экономики;
(3) – институциональная экономическая теория, которая рассматривает содержание экономической системы через взаимосвязь экономических и других институтов и их воздействие на развитие экономики;
(4) История экономической теории, которая призвана не только дать исторический взгляд на развитие экономической науки, но интегрировать различные подходы как звенья единого целостного взгляда на экономику.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику основных этапов развития предмета экономическая тория?
2. Что является предметом изучения экономической теории?
3. Какие функции выполняет экономическая теория?
4. Дайте определения экономического закона, объясните, в чем их специфика.
5. Чем отличается труд человека от воздействия человека на природу?
6. Охарактеризуйте ключевые проблемы, рассматриваемые в экономической теории.
7. Какова структура современной экономической теории?
8. Что является предметом микро и макроэкономики?
|
|
9. Что вы понимаете под рациональным поведением экономических субъектов?
10. Каково отношение между экономикой и политикой?
11. Как бы провели границы между экономикой и смешанными науками – политологией, социологией, психологией и т.д.?
12. Что являлось предметом изучения у меркантилистов и физиократов?
13. В чем принципиальное отличие меркантилистов от классической политической экономики?
14. В чем основные отличия “политической экономики” и “экономикса”?
#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 1.1.
Тест учебный (1.1. Предмет экономической теории, её структура и функции)
@
S Предметом изучения экономической теории является:
N- Экономика изучает производительные силы общества и наиболее эффективные способы их распределения по отраслям, регионам, странам
N+ Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов
N- Экономика изучает спрос, производство, потребление и необходимое для этого количество денег
@
S Рациональное поведение хозяйствующих субъектов означает:
N- Бегство от налогов
N+ Сопоставление выгод и издержек
N- Завышение цен на свою продукцию
@
S Экономические законы- это законы, которые:
N- Носят объективный характер
N- Проявляются через экономическую деятельность людей
N- Являются исторически преходящими
N+ Все перечисленное
@
S Данные явления можно отнести к объектам микроэкономического анализа:
N- Правительство осуществляет политику либерализации цен
N+ Отсутствие дождей в течение продолжительного периода вызвало снижение урожайности сахарной свеклы
N- Ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции
N+ Численность персонала, занятого в конкретной фирме
@
S Данное утверждения является позитивным:
N+ В 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции
N- Необходимо разработать комплекс мер по прекращению спада производства и снижению темпов инфляции
N+ В январе-ноябре 1996 г. За чертой бедности, по официальным данным, находилось 32,3 млн. человек или 22% населения России
@
S Что из перечисленного изучает микроэкономика:
N- Производство в масштабе всей экономики
N- Численность занятых в сельском хозяйстве
N- Общий уровень цен
N+ Производство сахара и динамику его цены
@
S Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, - это:
N+ Меркантелизм
N- Марксизм
N- Маржинализм
N- Кейнсианство
@
S Создатель первой экономико-математической модели- это:
N+ Ф. Кенэ
N- К. Маркс
N- А. Смит
N- Дж. М. Кейнс
@
S Термин «экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:
N- Ж. Б. Сэя
N+ А. Маршалла
N- Дж. С. Милля
N- Дж. М. Кейнса
@
S Ф.Д. Рузвельт, осуществляя реформы «Нового курса», сознательно использовал рекомендации Дж.М. Кейнса, изложенные в «Общей теории занятости, процента и денег».
N- Да
N+ Нет
#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 1.1.
Тест контрольный (1.1. Предмет экономической теории, её структура и функции)
@
S Ф.Д. Рузвельт, осуществляя реформы «Нового курса», сознательно использовал рекомендации Дж.М. Кейнса, изложенные в «Общей теории занятости, процента и денег».
N- Да
N+ Нет
@
S Термин «экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:
N- Ж. Б. Сэя
N+ А. Маршалла
N- Дж. С. Милля
N- Дж. М. Кейнса
@
S Создатель первой экономико-математической модели- это:
N+ Ф. Кенэ
N- К. Маркс
N- А. Смит
N- Дж. М. Кейнс
@
S Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, - это:
N+ Меркантелизм
N- Марксизм
N- Маржинализм
N- Кейнсианство
@
S Определите позитивное утверждения:
N+ В 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции
N- Необходимо разработать комплекс мер по прекращению спада производства и снижению темпов инфляции
N+ В январе-ноябре 1996 г. За чертой бедности, по официальным данным, находилось 32,3 млн. человек или 22% населения России
@
S Что из перечисленного изучает микроэкономика:
N- Производство в масштабе всей экономики
N- Численность занятых в сельском хозяйстве
N- Общий уровень цен
N+ Производство сахара и динамику его цены
@
S Данные явления можно отнести к объектам макроэкономического анализа:
N+ Правительство осуществляет политику либерализации цен
N- Отсутствие дождей в течение продолжительного периода вызвало снижение урожайности сахарной свеклы
N+ Ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции
N- Численность персонала, занятого в конкретной фирме
@
S Рациональное поведение хозяйствующих субъектов означает:
N- Бегство от налогов
N+ Сопоставление выгод и издержек
N- Завышение цен на свою продукцию
@
S Экономические законы- это законы, которые:
N+ Носят объективный характер
N- Являются вечными
N+ Проявляются через экономическую деятельность людей
N+ Являются исторически преходящими
@
S Предметом изучения экономической теории является:
N- Экономика изучает производительные силы общества и наиболее эффективные способы их распределения по отраслям, регионам, странам
N+ Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов
N- Экономика изучает спрос, производство, потребление и необходимое для этого количество денег
Список литературы:
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ – М., 2001 г. -832с., гл.1-2.
2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров, 2002 г.- 832 с., гл. 2.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.,2003 г. -572 с., гл. 1.