Равновесие спроса и предложения

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах. При этом, чем выше цена, тем продадут данного товара больше и, наоборот, чем ниже цена, тем продадут данного товара меньше. Как видим, между ценой и объемом предложения существует прямая связь. Данная связь и составляет сущность закона предложения.

Лекция

Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.

Число потребителей данного товара на рынке

Инфляционные ожидания потребителей.

Цены на сопряженные товары

К сопряженным товарам относятся взаимозаменяемые и взаимодополняемые.

Взаимозаменяемые товары – это товары, которые можно заменить друг другом в силу относительного совпадения их качественных характеристик. Например, подсолнечное масло и кукурузное масло. Если цена на подсолнечное масло вырастет, то это приведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к росту спроса на кукурузное масло. Таким образом, если товары взаимозаменяемые, то между ценой на один из них (подсолнечное масло) и спросом на другой (кукурузное масло) существует прямая связь.

Взаимодополняемые товары– это товары, спрос на которые предъявляется одновременно. Например, магнитофон и кассеты, машина и бензин ит.п. Если цена на один из взаимодополняемых товаров вырастет (машина), то спрос на другой (бензин) сократится. Таким образом, если товары взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Так, ожидания роста цен могут вызвать увеличение спроса на товар уже в настоящий период времени и сместить кривую спроса вправо. Ожидания сокращения денежных доходов могут привести к сокращению спроса и сместить кривую спроса влево.

Чем больше потребителей данного товара на рынке, тем больше спрос на этот товар, и, наоборот.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. В общем виде функция спроса записывается следующим образом:

Qd = f (Pх, Т, R, Pa, E, N), где

Qd – величина спроса на рассматриваемый товар;

Px – цена товара;

Т - вкусы и предпочтения потребителей;

R - денежный доход потребителей;

Pa – цены на сопряженные товары;

Е - инфляционные ожидания;

N – число потребителей данного товара на рынке.

Если все факторы, кроме цены рассматриваемого товара, принять за неизменные для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены:

Qd =Qd (Px),

Где Qd – величина спроса на товар х,

P - цена товара х.

Функция спроса от цены может быть задана тремя способами:

а) табличным;

б) графическим;

в) аналитическим

Например, линейная функция спроса может иметь следующий вид:

Qd =a –bPx

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке и могут быть проданы производителями по существующим ценам. Различают индивидуальное и рыночное предложение. Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах.

Графически данная связь выглядит в виде восходящей кривой, называемой кривой предложения и обозначается буквой S. Для построения кривой предложения на оси абсцисс откладываем значение объема предложения, а на оси ординат – значение цены предложения.

S2

P S

S1

b

a

Qs

Рис.4.2

Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо от S к S1, а сокращение предложения смещает кривую предложения влево от S к S2 (рис. 4.2). Если же изменяется величина предложения, то происходит движение по кривой от точки «а» в точку «в» по фиксированной кривой предложения. Причиной тому служит изменение цены.

Само же предложение изменяется под влиянием неценовых факторов. Среди них:

а ) цены на ресурсы.

Так, с ростом (сокращением) цен на ресурсы издержки производства увеличиваются (сокращаются), что приводит к сокращению (увеличению) предложения товаров и смещению кривой предложения влево (вправо).

б) используемые технологии.

применение более эффективных технологий позволяет производить продукты с меньшими затратами, что приводит к увеличению предложения и смещению кривой предложения вправо.

в) уровень налогообложения и дотаций.

Сокращение величины налогов с компаний приводит к сокращению издержек производства, а, следовательно, к росту предложения, что смещает кривую предложения вправо. Если государство датирует предприятие (оказывает временную помощь), то издержки последнего сокращаются, а предложение увеличивается.

г) инфляционные ожидания производителей.

Ожидания повышения цен на товары в будущем приводит к сокращению предложения в настоящем, что смещает кривую предложения влево. И напротив, ожидание понижения цен на товары в будущем приведет к увеличению предложения в настоящем и смещению кривой предложения вправо.

д ) число производителей данного товара на рынке.

Чем больше производителей данного товара на рынке, тем больше совокупное предложение, и наоборот.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения записывается следующим образом:

Qs =f (Px, Pa, K, T, IE, N),

где Px –цена продаваемого товара;

Pa - цены на ресурсы;

К - применяемые технологии;

Т - налоги и дотации;

IE – инфляционные ожидания производителей;

N -количество продавцов данного товара.

Зависимость объема предложения только от цены записывается так:

Qs =f (Px)

Функция предложения от цены может быть задана тремя способами:

- табличным;

- графическим;

- аналитически

Так, линейная функция предложения может иметь следующий вид:

Qs = -a + bPx


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: