Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах. При этом, чем выше цена, тем продадут данного товара больше и, наоборот, чем ниже цена, тем продадут данного товара меньше. Как видим, между ценой и объемом предложения существует прямая связь. Данная связь и составляет сущность закона предложения.
Лекция
Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.
Число потребителей данного товара на рынке
Инфляционные ожидания потребителей.
Цены на сопряженные товары
К сопряженным товарам относятся взаимозаменяемые и взаимодополняемые.
Взаимозаменяемые товары – это товары, которые можно заменить друг другом в силу относительного совпадения их качественных характеристик. Например, подсолнечное масло и кукурузное масло. Если цена на подсолнечное масло вырастет, то это приведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к росту спроса на кукурузное масло. Таким образом, если товары взаимозаменяемые, то между ценой на один из них (подсолнечное масло) и спросом на другой (кукурузное масло) существует прямая связь.
|
|
Взаимодополняемые товары– это товары, спрос на которые предъявляется одновременно. Например, магнитофон и кассеты, машина и бензин ит.п. Если цена на один из взаимодополняемых товаров вырастет (машина), то спрос на другой (бензин) сократится. Таким образом, если товары взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Так, ожидания роста цен могут вызвать увеличение спроса на товар уже в настоящий период времени и сместить кривую спроса вправо. Ожидания сокращения денежных доходов могут привести к сокращению спроса и сместить кривую спроса влево.
Чем больше потребителей данного товара на рынке, тем больше спрос на этот товар, и, наоборот.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. В общем виде функция спроса записывается следующим образом:
Qd = f (Pх, Т, R, Pa, E, N), где
Qd – величина спроса на рассматриваемый товар;
Px – цена товара;
Т - вкусы и предпочтения потребителей;
R - денежный доход потребителей;
Pa – цены на сопряженные товары;
Е - инфляционные ожидания;
N – число потребителей данного товара на рынке.
Если все факторы, кроме цены рассматриваемого товара, принять за неизменные для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены:
Qd =Qd (Px),
Где Qd – величина спроса на товар х,
P - цена товара х.
Функция спроса от цены может быть задана тремя способами:
|
|
а) табличным;
б) графическим;
в) аналитическим
Например, линейная функция спроса может иметь следующий вид:
Qd =a –bPx
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке и могут быть проданы производителями по существующим ценам. Различают индивидуальное и рыночное предложение. Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах.
Графически данная связь выглядит в виде восходящей кривой, называемой кривой предложения и обозначается буквой S. Для построения кривой предложения на оси абсцисс откладываем значение объема предложения, а на оси ординат – значение цены предложения.
S2
P S
S1
b
a
Qs
Рис.4.2
Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо от S к S1, а сокращение предложения смещает кривую предложения влево от S к S2 (рис. 4.2). Если же изменяется величина предложения, то происходит движение по кривой от точки «а» в точку «в» по фиксированной кривой предложения. Причиной тому служит изменение цены.
Само же предложение изменяется под влиянием неценовых факторов. Среди них:
а ) цены на ресурсы.
Так, с ростом (сокращением) цен на ресурсы издержки производства увеличиваются (сокращаются), что приводит к сокращению (увеличению) предложения товаров и смещению кривой предложения влево (вправо).
б) используемые технологии.
применение более эффективных технологий позволяет производить продукты с меньшими затратами, что приводит к увеличению предложения и смещению кривой предложения вправо.
в) уровень налогообложения и дотаций.
Сокращение величины налогов с компаний приводит к сокращению издержек производства, а, следовательно, к росту предложения, что смещает кривую предложения вправо. Если государство датирует предприятие (оказывает временную помощь), то издержки последнего сокращаются, а предложение увеличивается.
г) инфляционные ожидания производителей.
Ожидания повышения цен на товары в будущем приводит к сокращению предложения в настоящем, что смещает кривую предложения влево. И напротив, ожидание понижения цен на товары в будущем приведет к увеличению предложения в настоящем и смещению кривой предложения вправо.
д ) число производителей данного товара на рынке.
Чем больше производителей данного товара на рынке, тем больше совокупное предложение, и наоборот.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения записывается следующим образом:
Qs =f (Px, Pa, K, T, IE, N),
где Px –цена продаваемого товара;
Pa - цены на ресурсы;
К - применяемые технологии;
Т - налоги и дотации;
IE – инфляционные ожидания производителей;
N -количество продавцов данного товара.
Зависимость объема предложения только от цены записывается так:
Qs =f (Px)
Функция предложения от цены может быть задана тремя способами:
- табличным;
- графическим;
- аналитически
Так, линейная функция предложения может иметь следующий вид:
Qs = -a + bPx