Товары - совершенные заменители

Аксиома ненасыщенности.

Аксиома транзитивности.

Аксиома возможности выбора.

Предполагает способность человека однозначно ответитьна вопрос, какой из предложенных потребительских набо­ров - А или В - является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительнее набора В (А> В), либо набор В предпочтительнее набора А (А < В), либо наборы А иВ имеют одинаковую полезность для потребителя (А = В)

Если для любых трех потребительских наборов А, В и С по­требитель предпочитает набор А в большей степени, чем набор В, и набор В в большей степени, чем набор С, то он однознач­но предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С. Если { А > В > С, то А > С).

Предполагает отсутствие у потребителя в ближайшей пер­спективе порога насыщения: чем большее количество товаров в потребительском наборе, тем выше его совокупная полез­ность для человека.

Выполнение вышеназванных ограничений позволяет изо­бражать кривые безразличия стандартного вида в виде непре­рывных функций с отрицательным наклоном. Убывающий ха­рактер кривых безразличия отражает необходимость замеще­ния потребителем одного товара другим для поддержания уровня своего удовлетворения постоянным.

Предельная норма замещения определяется индивидуаль­ными предпочтениями потребителей и их вкусами и рассчиты­вaeтcя по формуле.

MRS = dQ2/dQl = Q2'(Ql), где

MRS – предельная норма замещения;

dQ1, dQ2 – изменение объема товаров 1 и 2

Данное отношение в силу убывающего характера стандарт­ной кривой безразличия всегда отрицательно. Однако в боль­шинстве случаев нас интересует абсолютное значение коэффи­циeнтa.

Форма кривых безразличия и их наклон в данной точке оп­ределяются исключительно потребительскими предпочтения­ми. Для отдельных товаров в силу их специфических характе­ристик кривые безразличия могут иметь вид, отличный от стандартного.

К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в посто­янном соотношении, т.е. MRS = coпst(например, конкурирую­щие марки практически одинаковых продуктов питания - мо­лока, йогурта, сахара и т.д.). Проанализируем наиболее простую ситуацию, когда това­ры замещаются в пропорции 1:1 ( MRS = 1), например выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходи­мо приобрести 4 маркера, и ему безразлично, какого они цвета

Кривые безразличия более высокого порядка будут распо­лагаться на параллельных прямых выше и правее начальной (рис. 5.2), но MRSбудет прежней.

количество U3

товара А U2

U1

Количество товара В

Рис.5.2

2. Товары, совершенно дополняющие друг друга.

В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся все­гда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки - правая и левая. Если потребитель выбирает потре­бительскую корзину, состоящую из одной правой (А) и одной левой перчатки (В), то прибавление к ней любого количества только правых или только левых перчаток не увеличит сово­купную полезность данного набора. Следовательно, все по­требительские корзины типа (1; 2), (1; 3),..., (1;n)или (2;1), (3;1),.", (n;l ) будут находиться на одной кривой безразличия с потребительским набором (1;1), а сама кривая будет иметь вид латинской буквы L (рис. 5.3).

U1 U2 U3

количество

товара А

           
   
 
   
 
 


Количество товара В

Рис. 5.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: