ТЕМА III. Собственность и её роль в экономике. 8 страница

5. Рынок -- многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, -- решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";

6. Рын рег -- развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег -- инициатива ограничена пределами плана;

7. Рын рег -- гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос рег -- прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает;

8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва;

9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);

10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные);

11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно;

12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно.

II. Инструменты и механизмы государственного регулирования. ***

Выполняя свою регулирующую роль, гос-во использует целый ряд средств (методов):

1. Организационные институты -- орг-ции, учреждения, создаваемые гос-вом для регулирования экономики (отделы в администрации президента и правительства; министерства -- эконом развития и торговли, финансов, по налогам и сборам; отделы в других министерствах: эконом отдел в военном министерстве, в министерстве путей сообщения; эконом органы в региональных и муниципальных системах управления);

2. Работники гос управления (министерства -- это только здания);

3. Законодательные институты -- законы, постановления, указы (прежде всего конституция, потом законы о земле, об акционерных обществах, о собственности...);

4. Методы, к-ыми гос-во осуществляет регулирование:

а) административные и

б) рыночные;

5.Целый ряд уникальных инструментов -- налоги, субсидии, субвенции, бюджетные ассигнования и тд.

Виды гос регулирования:

1. Долгосрочное -- решение стратегических задач.

2. Текущее -- решение тактических задач.

Вырабатывается эконом политика -- способ гос регулирования экономики.

Она предполагает выработку нескольких компонентов:

1. Гос-во определяет цели и задачи (иерархию целей и задач) -- должны быть связаны друг с другом, не противоречить...

Большой вклад внёс Тимбергин: он выдвинул теорию иерархии целей МК развития. Сначала целей было 7, позднее стало 3:

а) Экономический рост;

б) Обеспечение полной занятости;

в) Борьба с инфляцией и проч.

Цели переводятся на язык времени (что когда) и язык цифр (используются МК параметры и индикаторы).

2. Определение методов (инструментов), с помощью к-ых эти задачи должны быть решены;

3. Разработка конкретных мероприятий, к-ые обеспечат воплощение поставленных задач конкретными методами;

4. Выполнение осуществления эконом политики требует времени, оно должно быть сжато до предела (чтобы регулирование было эффективным). Но существуют некоторые запаздывания.

Фридман развил теорию Лагов. Лаг -- время, к-ое требуется на осуществление того или иного этапа эконом политики.

Обчно выделяется 5 лагов:

а) Лаг распознания возникшей проблемы -- получение первой информации МК проблемах;

2. Лаг принятия решения;

3. Лаг разработки конкретных мероприятий;

4. Лаг запуска выработанных мероприятий в действие (довести до регионов, муниципалитетов, добиться выполнения);

5. Лаг выполнения, осуществления намеченных мероприятий.

После того, как всё это состоялось, будет решена возникшая МК проблема.

Задача гос управления -- свести это к минимуму.

Типы и виды общей эконом политики:

1. По характеру воздействия:

а) Стимулирующая -- подстёгивает МК вперёд, заставляет развиваться;

б) Стабилизирующая -- достигнут оптимальный вариант решения МК задач, уровень нужно поддерживать;

в) Сдерживающая -- в периоды экономического подъёма возникает опасность кризиса перепроизводства;

г) Аккомодационная -- политика выхода из шокового состояния и приспособление экономики к новым условиям;

д) Антикризисная -- направлена на предупреждение, недопущение,минимизацию кризисных явлений;

2. По долгосрочности:

а) Стратегическая и тактическая;

3. По объектам воздействия:

а) Внешнеэкономическая,

б) Аграрная;

в) Доходов и проч.

г) Особый вид -- промышленная политика (возникла в Японии).!!Воздействие на промышленность -- индстриальная политика, а промышленная -- воздействие гос-ва на частный сектор развития экономики (особ. малый и средний сектора);

4. По методам:

а) Денежная -- через регулирвание денежной массы;

б) Фискальная и налоговая политики -- расходы и доходы.

Требования к эконом политике вобще (и к гос регулированию в особенности):

1. Отвечать национальным интересам (гос=ва, народа).

М. В. Ломоносов: "Целями должны быть благополучие, слава и процветающее состояние Родины";

2. Соответствовать законам страны (конституции и др), иметь правовые рамки, а не нести произвол и волюнтаризм;

3. Обоснованность политики -- привлечение научных методов решения проблем МК, обоснованная фактами;

4. Выполнимость (реальность) эконом политики -- "Маниловщине не место при выработке гос политики". (Не должно быть и другого: под видом того, что это невыполнимо, не делать ничего);

5. Ясность и чёткость -- положения должны быть ясны, чтобы каждый мог определить своё отношение к политике;

6. Прозрачность (пбличность) политики

7. Прогрессивность;

8. Смелость -- воплощать в жизнь новаторские решения;

9. Контролируемость;

10. Корректируемость -- ошибки нужно исправлять, а делают их все...

III. Экономические и хозяйственные функции государства. ***

Выполнение регулирующей роли гос-во осуществляет через свои ф-ции.

!Функция гос-ва -- система действий; формы, в к-ых гос-во осуществляет свою роль в общ-ве, выполняет свои обязанности перед народом и общ-вом; система реализации роли в экономике.

Функции бывают различные: полицейские, военные, политические и проч.

Экономические -- только та часть ф-ций, к-ая направленна на воздействие на эконом систему... Реализуются на микро- и макроэконом уровне.

Эконом ф-ции (как и все остальные) возникают с появлением гос-ва и постоянно меняются. В современных условиях эти ф-ции выглядят так:

1. Создание законодательной базы (правовых институтов) для ф-ционирования МКС, упорядочивающие МКС и её элементы (рынок и др):

Как должна развиваться экономика, какие пределы прав и какие обязанности лежат на каждом из субъектов, Что законно и что незаконно в их действиях (конституция и система эконом законов).

2. Обеспечение равноправия всех участников эконом жизни -- частный предприниматель равноправен гос-ву, гос-во -- АО, АО -- крестьянину...

В социалистическом общ-ве гос-во имело преимущество, кооперативы -- чуть меньшие привилегии, частник ограничивался.

"Важно чтобы гос-во обеспечивало равноправие бедному и алигарху, у последнего возможностей больше".

3. Обеспечение эконом свободы для всех участников эконом д-ти, не создавать привилегий членам семьи главы гос-ва и проч. -- "Равная свобода всех хозяйствующих субъектов", проявление всеобщей эконом активности (инициативы).

Возможность в пределах закона реализации собственной инициативы;

4. Защита всех участников эконом жизни, эконом пространства, МКС от посягательств со стороны внутренних и внешних противников (от бандитов, коррупционеров, взяточников); для этого создаётся "силовой аппарат" (в МВД, ФСБ и проч);

5. Поддержка свободу конкуренции, действие механизмов конуренции, борется с монополизмом (антимонопольная политика);

6. Поддержка механизма предпринимательства - создание правового поля, оказание поддержки, защиты; стимулирует развитие предпринимательства;

7. Гос-во берёт на себя часть затрат (трансакционных издержек) -- создаёт и поддерживает стандарты, нормативы; поддержка мер и весов, измерений... (не будь гос-ва, это были бы дополнительные расходы);

8. Создание и обеспечение ф-ционирования денежной системы страны -- выпускает деньги, регулирует их кол-во, проводит денежную политику;

9. Создание финансовой системы -- финансовая политика, создание более выгодных для ф-ционирования МК; с помощью фискальной политики гос-во выполняет регулирующие действия;

10. Создание кредитно-банковской системы -- национального банка (сердца, "станового хребта" банковской системы, в большинстве стран непосредственно или косвенно подчиняется гос-ву), лицензирования создания новых банков и определение порядка их ф-ционирования;

ёё. Мобилизация общенациональных доходов, создание общенациональных фондов -- налоги;

ё1. Осуществление централизованных расходов -- расходы гос сектора, поддержка населения (не только собирает, но и распределяет -- расходует на благо народа);

13. Влияние на спрос через систему расходов;

14. Воздействие на предложение;

15. Регулирование общественного совокупного пр-ва:

а) Собственно пр-во гос сектора;

б) Помощь сельскому хоз-ву;

в) Развитие отраслей, к-ые нельзя передать частному сектору (атомная промышленность, пр-во вооружения);

г) Поддержка связи, транспортной системы.

16. Содействие установлению МКР;

17. Преодоление трудностей МКС -- инфляция: гос-во проводит антиинфляционную политику, безработица: гос-во проводит политику обеспечения занятости... -- помогает МКС выходить из кризисных ситуаций, помогает стабилизировать положение;

18. Ликвидация последствий черезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

19. Создание и использование системы гос резервов

20. Обеспечение внешнеэкономической д-ти страны, защита экспортёров и импортёров, повышение роли страны в международной экономике;

21. Выполнение регулирующих ф-ций, к-ые не в состоянии взять на себя рынок:

а) Развитие фундаментальной науки (в развитых странах порядка 5-6% ВВП);

б) Подготовка кадров -- обеспечение начального, среднего, значительной части средне-специального и высшего образования;

в) Создание общественных благ и товаров (уличное освещение);

г) Регулирование внешних эффектов -- экстерналий;

д) Экономическое обеспечение социальной д-ти в стране -- выплата степендий, пособий, пенсий.

22. Разработка и осуществление программ, выполнеие к-ых не под силу частному сектору:

а) Программы северного завоза;

б) Программа восстановления Чечни выплата потерявшим жильё).

23. Система планирования, прогнозирования и программирования экономики -- планы имеют характер вспомогательных: помогают частному сектору узнать, что требуется общ-ву, на пр-ве чего сосредоточить свои силы (сильное планирование во Франции, Японии, в развивающихся странах).

IV. Государственный сектор экономики. ***

!Гос сектор -- сигмент МКС, в к-ом гос-во проявляет свою роль и явл активно действующей силой; совокупность форм непосредственного участия гос-ва в эконом жизни; система, к-ая позволяет гос-ву непосредственно участвовать в пр-ве, распределении и обмене продукции.

Масштабы гос сектора -- доля гос-ва в важнейших эконом параметрах.

Параметры гос сектора:

1. Национальное богатство страны -- в США 20%;

2. Обеспечение занятости населения -- в США 18% населения занято в гос секторе.

Сэмуэльсон: "Американское правительство -- самый крупный предприниматель в мире";

3. ВВП -- прослеживается тенденция к увеличению:

США 1870 -- 7.3%; 1913 -- 7.5%; конец XX ека -- 32-33%.

Франция 1870 -- 6%, сейчас -- 55%;

Швеция было 5-6%; сейчас -- 56-58%;

Германия 1880 -- 10%; сейчас -- 49%.

Англия -- сейчас 55%.

В России нет чёткости в подсчётах (примерно 40-50%).

Структура гос сектора (сигменты):

1. Система непосредственного участия гос-ва в пр-ве -- в создании продуктов и услуг.

Формы гос участия:

а) Коммерческие гос предприятия -- цель: получение прибыли и использование рынка, удовлетворение потребностей населения через рынок.

Важнейшие формы таких предприятий:

- Акционерные общ-ва с участием гос-ва:

|со 100% участием гос-ва;

|Гос-во имеет контрольный пакет (либо 50% + 1 акция, либо то, что составляет контрольный пакет)

|АО, где гос-во имеет "золотую акцию" -- гос-во может приостановить решение частных акционеров;

|АО, где только часть акций принадлежит гос-ву.

- Государственные унитарные предприятия -- принадлежащие целиком гос-ву, действуют на правах полного гос ведения: по обязательствам этих предприятий гос-во не несёт никакой ответственности, а предприятия не несут от-сти за действия гос-ва;

- Государственные казённые предприятия -- (если унитарные предприятия работают плохо, их переводят в ранг казённых) они распоряжаются гос с-тью на правах оперативного управления, а не полного хоз ведения: гос-во несёт от-ть за действия этих предприятий, тк оно их полностью регулирует, а предприятия несут от-ть за д-ть гос-ва;

б) Некоммерческие гос предприятия -- обеспечение удовлетворения потребностей жителей страны (гос больницы, школы, университеты). В результате недостатка финансирования приходится сочетать некоммерческую с коммерческой д-тью.

2. Непосредственное участие гос-ва в обмене товаров и услуг.

Формы участия гос-ва:

а) Заказ -- гос-во выступает заказчиком;

б) Гос закупки -- по заранее заключённым контрактам, по заранее оговоренным ценам;

в) Гос закупки на открытом рынке.

Нужно, чтобы всё это проводилось на конкурсной основе. (В США гос-во иногда покупает винтики для военной промышленности в 100 раз дороже, чем они стоят на открытом рынке).

3. Непосредственное участие гос-ва в распределении созданного продукта -- сбор налогов и осуществление расходов (трансфертов).

Как создаётся гос сектор, какова его динамика?

Доля гос сектора до 1974 года непосредственно возрастала.

Источники увеличения гос сектора:

1. Национализация -- передача в гос масштабе ресурсов из частной в гос с-ть по соответствующим законам.

Виды национализации:

а) Экспроприация -- взяли, ничего взамен не дав;

б) С выкупом -- взяли, за всё заплатили;

в) С частичным выкупом -- взяли, оплатили часть;

г) Взяли у собственника предприятие, сделали его управляющим, оклад на уровне получаемого ранее процента -- используется и его опыт, и он не обижается, но завод уже не продаст, капитал не вывезет.

2. Строительство -- создание гос объектов, засчёт гос средств;

3. Покупка на гос средства;

4. Захват -- "спасение" или вывоз по репарации.

С 1974 года начался процесс сокращения гос сектора -- приватизации.

V. Приватизация. ***

Понятие употребляется в широком и узком смыслах:

1. В широком -- это "частнизация", превращение экономики в частную, "приватную" экономику; роль гос-ва и гос сектора снижается; начинают доминировать рыночные механизмы регулирования экономики; основная форма собственности -- часная;

2. в узком -- смена собственника -- переход объектов из гос собственности в частную.

Задачи приватизации:

1. Изменение типа общественно-экономической системы, смена парадигмы общественно-экономического развития (была советская систмеа, стала капиталистическая);

2. Фискальная -- получение денег за приватизированные предприятия: "залатать" гос бюджет или, наоборот, сделать его более могучим;

3. Хозяйственное оздоровление -- рыночное регулирование в большинстве случае более эффективно, надо дать ему некоторое пространство.

В 1974 Августо Пиначет сверг. При Альенде был создан мощный гос сектор в экономике Чили, Пиначет провёл приватизацию. Вслед за Пиначетом этот процесс пошёл во многих странах.

Участвуют: могучие державы -- Англия, Франция; развивающиеся гос-ва; бывшие соц страны -- более, чем в ё00 странах осуществляется приватизация.

Формы приватизации:

1. Возвращение с-ти прежним хозяевам -- эффективно там, где национализация прошла недавно, и собственники ещё сохранили навык предпринимательской д-ти (то, что происходит в Прибалтике, -- нехорошо);

2. Акционирование -- предприятие превращается в АО, акции уходят в продажу (часть может остаться у гос-ва);

3. Продажа предприятий новым хозяевам (не частями, как при акционировании, а целиком) -- за деньги, к-ыми располагает богатый ч-к, а может быть след образом:

"Какой-нибудь рыжий приватизатор устанавливает стоимость миллиардного завода в 10 тыс, зовёт друга-банкира, ему дают беспроцентную ссуду в банке и...".

Продажа на залоговых аукционах -- объявляется цена более дорогого предприятия в 1 млн долларов, находится покупатель, через определённый срок гос-во выкупает это предприятие.

4. Превращение в "народное предприятие" -- принадлежит целиком всему коллективу;

5. Кооперативизация -- гос предприятие превращается в кооператив;

6. Ваучеризация;

7. Приватизация по приватизационным книжкам -- ваучер вносится только в одну компанию, а по книжке можно рассредоточить средства.

VI. Макроэкономический кругооборот. ***

В МКС продукты, товары, деньги находятся в постоянном движении.

!МК оборот -- форма движения товаров и денег в МКС; форма циркуляции доходов, расходов, денег, товаров в МКС.

Схема:

По горизонтали 3 прямоугольника, справа налево -- домохозяйства, государство, фирмы. Над и под "государством" по прямоугольнику: вверху -- факторный, внизу -- потребительский рынки.

Описание:

- домохозяйства выносят ресурсы на факторный рынок, взамен с факторного рынка домохозяйствам поступают доходы (прибыть, рента, процент);

- факторный рынок получает ресурсы, издержки -- оплата этих ресурсов;

- Фирма создаёт продукцию, выносит её на потребительский рынок; взамен получает выручку;

- Домохозяйства закупают эти продукты, взамен несут потребительские расходы.

- Гос-во берёт налоги с домохозяйств и фирм, но выплачивает трансферты населению (пенсии, степендии), оказывает поддержку фирмам (дотации);

- гос-во закупает на потреб рынке необходимые товары: расходует деньги, получает потреб товары; (в цивилизованных гос-вах часть потреб товаров уходит домохозяйствам -- организация бесплатных столовых для малообеспеченных, бомжей и проч);

- Гос-во часть денег несёт на факторный рынок (закупает нефть, оборудование), и передаёт их сельскому хоз-ву, например, в общем случае -- фирмам.

От потребительского рынка стрелка вниз -- связь с международным рынком; а от факторного -- вверх -- связь с мировым факторным рынком.

Тема: Инвестиции и их роль в экономической системе.

1. Потребление и сбережение;

2. Сущность инвестиций и их типы;

3. Соотношение инвестиций и сбережений;

4. Роль инвестиций в экономической жизни;

5. Мультипликатор и акселератор;

6. Инвестиционная политика государства в России.

I. Потребление и сбережение. ***

!Главной силой в МКРег выступало гос-во (по Кейнсу).

В определение ВНП входило личное потребление, чистый экспорт, частные инвестиции и гос расходы.

Гос расходы рассмотрели, обратим внимание на остальные моменты.

Увеличению пр-ва через спрос способствует личное потребление.

!Личное потребление -- это использование полученного дохода для удовлетворения личных потребностей.

Цепочка:

получили доход, доход превратился в расход, расход превратился в спрос, спрос превратился в товары, товары, а товары уже потребляются.

Возможности личного потребления заложены в полученный доход (той его части, к-ая расходуется на потребление).

Факторы, от к-ых зависит личное потребление:

1. Доход -- чем больше доход, тем больше потребление (монотонно возрастающая кривая);

2. Богатство -- ничто не останавливает в потреблении (хочешь зажаренного быка -- пожалуйста, раз готов платить);

3. Размер процента на капитал -- чем выше процент, тем меньше потреление;

4. Налоги -- ем меньше налоги, тем потребление больше;

5. Ожидания -- повышение цен, потребление увеличивается;

6. Личные запасы -- чем больше запасы, тем меньше потребление;

7. Стабильность, ситуация на международной арене, личные кач-ва ч-ка, климатические особенности...

Что, сколько, потреблять или не потреблять -- решает сам ч-к.

Кейнс заявил: "Это зависит от склонности к потреблению". Ввёл математическое понятие и описал его.

$ P_c = \frac{C}{income}

Кейнс также ввёл понятие предельной склонности к потреблению:

$ MP_c = \frac{\delta{C}}{\delta{income}}

Следовательно, по мере роста дохода предельная склонность к потреблению растёт (тк возможности увеличиваются). Но после произведения тщательных подсчётов пришли к выводу, что в развитых странах она остаётся примерно на одном и том же уровне.

Целиком ли потребляется полученный доход?

Зависит от склонности: большинство всего дохода не потребляют, возникает остаток

$income = C + S

где S -- тот самый остаток, его называют сбережением; сам процесс непотребления называют также сбережением.

!Сбережение -- создание той части дохода, к-ая не тратится, а накапливается, сберегается; таким образом, процесс потребления растягивается во времени.

То есть C -- текущее потребление, а S -- даёт возможность перенести потребление на будущее.

Сбережения бывают: частные, государственные и национальные.

$S_{частное} = income - C - налоги

$S_{государственные} = Налоги - гос расходы

$S_{национальные} = Income - S_{частные} - S_{Государственные}

Чем больше процент, тем меньше сбережения и больше потребление.

На моделях сбережений доход на оси абсцисс, на оси ординат сами сбережения;

На модели зависимости сбережений от процента: процент -- на оси ординат, сбережения -- на оси абсцисс.

Сбережения делаются в 2 формах:

1. В деньгах;

2. В натуре --(крестьянин картошку, капусту хранит)...

II. Сущность инвестиций и их типы. ***

Сбережения можно хранить в 2 формах:

1. "Под подушкой" -- в денежной форме: прироста нет, но сберегаться будет; выгода только в растягиании потребления во времени;

2. Инвестиция -- форма сбережений, позволяющая получить доход (Инвестирование -- использование сбережений, с целью получения дохода).

!Инвестирование -- превращение сбережений в капитал; доходная форма использования сбережений (больше отвечает принципам экономического поведения).

Чтобы инвестиции имели место, необходимо

1. присутствие склонности к сбережению у населения:

$P_s = \frac{S}{Income}

Предельная склонность к сбережению:

$ MP_s = \frac{\delta{S}}{\delta {Income}}

Инвестиции возможны как за счёт собственных сбережений, так и взятых в кредит. В последнем случае необходимо, чтобы получаемый процент и тот, к-ый нужно вернуть, имели положительную разницу (должен существовать навар).

2. Найти нишу в пр-ве, где они приносили бы прибыль, -- нужно найти объект инвестирования;

3. Найти ресурсы, к-ые будут приобретены на инвестиционные средства (машины, рабочие, предприниматели...) -- если их нет, инвестиции не смогут приносить доход;

4. Наличие определённых правовых институтов, к-ые разрешили бы инвестирование (юридическое оформление инвестиций).

Различные типы инвестиций:

1. Реальные и финансовые.

Реальные -- инвестиции в пр-во (в реальный сектор экономики), трансформируются в реальный капитал, обеспечивают приращение материально-технической базы (здания, оборудование, специалисты...);

Финансовые -- инвестиции в финансовый сектор экономики, превращение денег в ценные бумаги, облигации (то, что ф-ционирует на финансовом рынке).

Реальные инвестиции в общей сумме составляют валовые инвестиции в реальный сектор.

Реальные инвестиции делятся на 2 типа:

а) Репродукционные (амортизационные) -- инвестиции, к-ые обеспечивают просто воспроизводство, простое повторение процесса пр-ва; поддерживают МКС в прежних масштабах (замена износившегося оборудования). поступают из амортизационного фонда;

б) Чистые инвестиции -- используются для расширения пр-ва, чтобы МКС и её микроэкономические компоненты увеличивались в масштабах. Поступают из фонда накоплений. Фонд накопления образуется за счёт отчислений: от прибыли, процента, зарплаты, от ренты...

Амортизационные инвестиции делятся на:

- Простая замена оборудования (в том же точно виде, как раньше);

- на модернизацию оборудования (оно заменяется и становится более эффективным).

Чистые инвестиции делятся на:

- Инвестиции в производительный (вещественный) капитал. В свою очередь делятся на:

|Инвестиции в производительный капитал -- то, что ф-ционирует в процессе пр-ва (здания, оборудование и проч);

ф. Инвестиции в здания и сооружения (в основной капитал) -- служат примерно 50-100 лет;

б. В машины, станки -- 5-10 лет;

в. Увеличение запасов (сырьё, полуфабрикаты, топливо) -- используется постоянно.

|Инвестиции в непроизводственную сферу (жилищное строительство, школы, больницы, Московский Университет).

- Инвестиции в ч-ческий капитал.

в) Прямые инвестиции в натуре -- осуществляются без помощи денег (фермер оставляет тёлочку для последующего разведения бычков, петуха для яйцевоспроизводственного процесса и тд);

г) Косвенные -- должны быть в денежной форме с последующем приобретением необходимого в процесссе пр-ва товара (фермер продаёт тёлочку, покупает трактор).

2. Автономные и производные.

Производные -- связаны с ростом дохода (сбережения растут, нужно найти им применение);

Автономные -- возникают в связи с появлением выгодной ниши вложения капитала (тех прогресс: созданы новые машины, чтобы их использовать и в будущем получить прибыль, нужно найти деньги; открываются новые территории (Дальний Запад в США, при Советской власти в России -- малоосвоенный север);

3. В зависимости от собственности: частные, муниципальные, региональные, федеральные, иностранные;

4. По географическому направлению -- в своём городе; не в своём городе, но в своей стране; не в своей стране, а зарубежом;

5. По отраслевому принципу: в промышленность, сельское хоз-во, в культуру...

По мере развития МКС инвестиции растут (в цивилизованных странах):

мировые инвестиции: 1980 -- 2трлн долларов; 1990 -- 3 трлн долларов; 2000 -- 4 трлн долларов.

(в России инвестиции сокращаются).

Факторы, приводящие к росту или уменьшению инвестиций:

1. Сбережения, к-ые есть в стране -- источник инвестиций. Он зависит от:

дохода, потребления (негативная роль), налоги.

2. Стимулирующие инвестиции факторы: ожидаемая норма дохода, прибыли и процента;

3. Противодействующий фактор: величина процентной ставки. Если процент высокий, то:

а) "Чего там возиться с этим заводом, лучше вложить деньги в банк и получать устойчивый процент";

б) Ограничивается возможность получения заёмных средств -- брать деньги в кредит теперь не выгодно.

4. Коэффициент "Q Тобина". (Тобин -- лауреат нобелевской премии).

$Q = \frac{P_{за завод сегодня}}{C_{на постройку завода сегодня}},

где P -- цена от продажи, а C -- затраты.

Если Q > 1, то естьсмысл вкладывать в постройку; если Q < 1, то нет.

5. Издержки обслуживания инвестированного капитала;

6. Степень риска, ситуация в стране, законодательная база и тд.

7. "Предельная эффективность капитала" (Кейнс) -- ставит предел инвестициям.

$ME = \frac{MD}{P},

где MD -- доход этой единицы инвестиций, а P -- цtна инвестиции. ("Мини норма прибыли").

Кейнс сравнивает это с процентом, получаемым за тот же капитал. Пока предельная эффективность капитала больше, есть смысл инвестировать. Как только эти показатели сравниваются, смысла нет -- прибыльности нет, дохода нет...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: