Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

Краткосрочный период характеризуется не только постоянством производственных мощностей, но и невозможностью вхождения в отрасль новых предприятий. При условии работы с прибылью предприятие имеет положительную разницу между общей выручкой и общими издержками TP=TR-TC. Прибыль в расчете на единицу в выпускаемой продукции AP=P-ATC.

В этом случае максимальной прибыли будет соответствовать точка E, в которой пересекаются кривые предельных издержек(MC) и кривая цен (Р равных предельной выручке). Ей соответствует равновесная цена - и соответствующий ей равновесный объем производства-. Общие издержки предприятия равны TC=ATC* (площадь прямоугольника О MK). Общая прибыль определяется площадью прямоугольника M EK. Таким образом, величина совокупной прибыли достигнет максимального значения для объема выпускаемой продукции, при котором предельные издержки равны предельной выручке (MC=MR(R)).

В долгосрочном периоде помимо возможности изменения основных производственных мощностей, существует вероятность вхождения в отрасль новых производителей. В долгосрочном периоде фирма оптимизирует масштаб производства, исходя из равенства цены минимализму долгосрочных средних издержек P=min LAC. Это означает, что предприятие использует факторы производства и технологии наилучшим образом. В этом случае потребитель получает максимальный объем продукции по самой низкой цене, которую допускают единичные издержки.

Объясняется подобная ситуация следующим образом. Если предприятие в краткосрочном периоде имеет экономическую прибыль, то в отрасль входят новые предприятия. Чтобы продолжать работу в данной отрасли предприятие вынуждено снижать цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта, так как предложение в отрасли возрастет. Падение цен будет продолжатся до тех пор пока цены не будут покрывать по крайней мере средние издержки работающих в отрасли предприятий (P=ATC). Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде равновесие отдельного и всех предприятий определенной отрасли может быть достигнуто при отсутствии прибыли. При этом отсутствует вход новых предприятий в отрасль и выходу из нее.

В случаях монополии (чистой конкуренции) монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелец конкурентного предприятия (фирмы). Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает большой прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек.

  То есть фирма - монополист будет наращивать производство продукции до такого объема при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC). Совокупная прибыль получаемая монополистом будет равна площади прямоугольника. Отрезок соответствует прибыли на единицу продукции. -oбъем продукции производимой монополистами (максимизирующий прибыль).

Следовательно, монополист будет стремиться к монополизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Чистая монополия не всегда получает прибыль. Она может нести убытки, если спрос не покрывает издержки производства (). Но предприятие будет продолжать функционировать до тех пор пока убыток не превысит постоянные издержки при монополист будет работать, пока его совокупный убыток меньше его средних постоянных издержек AFС (AFС=ATC-AVC). В долгосрочном периоде ситуация не изменяется. Таким образом, при наличии монополиста распределения ресурсов с точки зрения общества является нерациональным. На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, на монопольном рынке цена превышает предельные издержки следовательно, монополия приводит к повышению цен, при уменьшении объемов производства, что ведет к уменьшению благосостоянию потребителей и улучшению благосостояния монополиста. Если экономика статична (эффект от масштаба доступен всем производителям), то чистая конкуренция эффективнее чистой монополии. Если экономика динамична, то эффект от масштаба доступен лишь монополисту. Следовательно, монополия более эффективна.

В случае монополистической конкуренции предприятие будет максимализировать прибыль, как и в случае с монополией при равенстве предельных издержек и доходов (MR=MС). При этом цена устанавливается выше минимума средних общих издержек и выше предельных издержек (P>min ATC) и выше предельных издержек (P>MC). Оно может столкнуться с убытками, но будет продолжать работать пока они меньше постоянных издержек. Если предприятия в условиях монополистической конкуренции получают экономическую прибыль, то это будет побуждать новые предприятия вступать в отрасль. Если предприятия терпят убытки, то это вызовет их отток из отрасли. В долгосрочном периоде в отрасли с монополистической конкуренцией равновесие, как правило, устанавливается при объеме производства, для которого MR=MC, и цене покрывающей средние издержки производства (P LAC). В некоторых случаях это равновесие P LAC в долгосрочном периоде обеспечивает то, что предприятие будет получать экономическую прибыль.

В условиях монополии, а зачастую и монополистической конкуренции не достигается ни эффективное распределение ресурсов, ни производственная эффективность. Для достижения производственной эффективности необходимо чтобы P=ATC. Это означает, что потребители получают наибольший объем продукции по минимальной цене, которую допускают существующие издержки производства. Эффективное распределение ресурсов имеет место при P=MC. При максимизации прибыли в условиях монополистической конкуренции цена превышает как средние общие, так и предельные издержки. То, что цена превышает средние минимальные издержки (P>min ATC) означает получение продукта потребителем не по минимально возможной цене (не достигнута производственной эффективность). А превышение ценой предельных издержек(P>MC) означает не дораспределение ресурсов на производство данного продукта.

Доход, полученный предприятием, распределяется в зависимость от факторов. В результате предпринимательской деятельности предприниматель получает доход, определяемый как разница между валовой прибылью и ссудным процентом, налогами и другими выплатами в бюджет. Заработная плата является ценой труда. Современная экономическая теория трактует зарплату в широком и узком смысле. В широком смысле она означает оплата труда. В узком смысле - это ставка или цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени (час день и так далее). Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – денежная сумма, которую работник получает за свой труд. Она характеризует уровень заработка, дохода. Реальная заработная плата - это товары и услуги, которые можно приобрести за заработанные деньги. Она характеризует уровень потребления и благосостояния работника.

К доходам на факторы производства (факторные доходы) относятся также судный процент (в трактовке неоклассической теории) и ренту. В определении неоклассиков рента- это доход от любого фактора производства предложение, которого неэластично. Наиболее часто это понятие применяют по отношению к земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: