double arrow

Развитие отечественной социологии


Российская социология в своем развитии прошла 3 этапа:

I – XIX – н. XX века

II – 20 – 60-е гг. ХХ века

III – 60-е гг. ХХ – н.ХХI в.

I. Русская социологическая мысль XIX - начала XX в. отражала взглядыразличных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были:позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм(Н.К.Михайловский).
II. Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса инстуционализации, приобретением социологией статуса социального института. В 1919 году был учрежден Социологический институт. В 1920 году в Петраградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал П. А. Сорокин.

На втором этапе продолжается развитие теоретической социо­логии. В 20-х годах издается работы Сорокина,Хвостов, Бухарина, Салынского идр. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологичес­кой мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в сис­теме марксизма.




Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачива­лись эмпирические социологические исследования. Центральное ме­сто в них занимают исследования по социальным и социально-психо­логическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой обла­сти наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались со­циальные проблемы народа, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, Б. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена фи­лософской наукой. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпо­сылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологичес­кие исследования как научные исследования, опирающиеся на точ­ные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социа­листических завоеваний». Начиная с этого времени, осуществля­ется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Отдельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

III. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот пери­од были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промы­шленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых горо­дов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.



В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус соци­ального института. В середине 1960 года было создано первое социо­логическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических ис­следований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи­лософском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В1969 году был создан институт конкретно-социологи­ческих исследований АН СССР с отделениями в союзных респуб­ликах и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибир­ске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы соци­ологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов­ском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.



Социологическая мысль в Беларуси имеет давние традиции основы которых закладывались еще в 18-19 веках в трудах Богушевича, Калиновского, Пашкевич. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны с социальной философией, а с другой – с работами этнографического и демографического характера.

В постреволюционный период в развитии социологии в Беларуси четко просматриваются три этапа:

1. с н. 20-х гг до сер 60-х гг 20 века;

2. сер. 60-х – сер 80-х гг 20 века;

3. сер 80-х гг 20 в. – н. 21 века.

1 этап - Октябрьский переворот и гражданская война оказали свое воздействие на судьбу белорусского народа, получившего хотя и призрачную, но все же определенность. Так в БГУ сразу же была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин участвовали профессора Пичета, Ивановский, Василейский и др. Уже в 1923 г. был опубликован первый курс по социологии. В 1922 году создан Инбелькульт (в 1929 преобразован в Академию наук). Уже в первые годы были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Карский, Некрашевич), динамика социальной структуры Беларуси (Игнатовский, Довнар-Запольский), социология семьи и религии (Вальфсон, Быховский). Целый ряд работ по социологии было опубликовано в 20 е годы, но они не отличались оригинальностью, так как либо воспроизводили идеи западной социологии, либо продолжали марксистскую социологическую традицию. К концу 1922 г. в Беларуси завершилось формирование органов государственной статистики. Многие статистические исследования представляли собой по существу социологические исследования. В их организации видную роль сыграли известные белорусские статисты Кибаев, Кириевич, Служский, Смулевич. В 1927 году вышла в свет коллективная монография «Рабочая молодежь Беларуссии. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние». В работе обобщались материалы обследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи. Так же проводились исследования среди студенческой молодежи (Панкевич). В к. 20-н. 30 х гг. проводились исследования, посвященные изучению антирелигиозных установок населения. Эмпирические исследования 20-30 х гг. носили прикладной характер и были мало связаны с теорией. Вместе с тем несомненен и значительный успех белорусской социологической мысли.

К середине 1930-х гг. по мере экспансии тоталитарного мировоззрения, социологические исследования стали постепенно свертываться. Обрушившееся на белорусскую интелегенцию в н. 30-х гг. массовые репрессии привели к моральному и физическому уничтожению ее наиболее квалифицированного ядра. Фактически в это время социология как отрасль научного знания перестала существовать. Разрушительный вал ВОВ, прокатившийся по территории республики, нанес еще один сокрушительный удар по социологии и ее кадрам. Поэтому в период с сер. 30-х до сер. 50-х гг. социологическая мысль в Беларуси практически полностью отсутствовала.

2. этап. с сер. 60-х гг. начинается новый этап развития социологических исследований в республике. В 1965 году в Минске был открыт Институт социальных исследований. Он выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике. При институте существовали курсы по подготовке социологов. В 1968 году в Академии Наук БССР был создан отдел социальных исследований, что дало возможность расширить тематику социологических исследований. В нач. 1978 года оформился и стал набирать темпы работы Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, возглавляемый Е. М. Бабосовым. Работа сектора была связана с проведением социологических исследований республиканского масштаба. Основная задача – корректировка и дополнение системы показателей, отражающих основные тенденции социально- экономического, социально- политического, социально-культурного развития.

3. этап. В 1988 году было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества». Таким образом социология была от философии. В 1989 году Сектор был преобразован в Центр социологических исследований. В 1990 году под руководством член-корреспондента профессора Е. М. Бабосова создан Институт Социологии. На сегодняшний день в республике активно развивается процесс освоения и заимствования опыта мировой социологической мысли. Ведущие социологи Беларуси принимают участие в работах всемирных конгрессов. В институте Социологии при АН РБ разрабатываются:

· Проблемы социальных изменений, социология катастроф и конфликтов (Бабосов);

· Социология власти (Данилов);

· Социология семьи (Лаптенок);

· История и методология социологии (Елсуков);

· Социальная теория (Рубанов, Шавель);

· Социология образования (Левко, Ахмерова);

· Политическая социология (Котляров);

· Социология коммуникаций (Манеев);

· Социология культуры (Дорошевич, Русецкая, Лапина)

· Экономическая социология и социология труда (Соколова)

· Социология управления (Лапина) и др.

Таким образом, современный период развития социологии характеризуется, как и прежде, разрывом не только между макро- и микросоциологией, но и между теоретическими исследованиям и конкретным материалом. Вместе с тем в самой теоретической социологии действуют две тенденции. С одной стороны, наблюдается усиление теоретического плюрализма, проявляющееся в дальнейшей дифференциации социологии, проявлении в ней большого количества ярко выраженных доминирующих направлений. С другой - становится все более заметным стремление преодолеть эту дифференциацию посредством проведения единой теоретико-методологической линии.

Литература:

Основная:

Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб. пособие / Е. М. Бабосов. -Минск, 2006.

Бабосов, Е. М. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов / Е. М. Ба­босов. - Минск, 1999.

Бабосов, Е. М. Социология. Общая социологическая теория: учеб. по­собие для вузов / Е. М. Бабосов. - Минск, 1998.

Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - М., 2004.

Лапин, Н. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. -М.,2006.

Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. -Минск, 2003.

Социология: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А. Н. Елсукова. -Минск. 2004.

Дополнительная:

Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. - М., 1994.

Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М., 1990.

Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия для вузов / А. И. Кравченко. -М.,2002.







Сейчас читают про: