Западная социология в XX в

Классический этап развития социологии.

В истории научной социологии можно выделить два периода. Классический период (с 30-х гг. XIX в. по 20-е гг. XX в.), когда были сформированы фундаментальные представления о сущности, принципах организации и развития общества, оп­ределились научные параметры социологии, сформировались общие методологические принципы социологических исследо­ваний, наметились их ключевые направления и современный период.

Каждому этапу развития социологии присуще многообразие школ и направлений. Так, в ряду ведущих классических социо­логических теорий выделяются:

· позитивистская теория (О. Конт);

· эволюционизм (Г. Спенсер);

· социал-дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смолл);

· исторический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс);

· психологизм (Л.Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Тард, Г. Лебон);

· социологизм (Э. Дюркгейм);

· формальная социология (Г. Зиммель, Ф. Теннис, Л. фон Визе);

· понимающая социология» (М. Вебер);

· концепции элит (В. Парето, Г. Моска);

· психоанализ (3. Фрейд);

· интегральная социология (П. Сорокин).

Эти и другие теории предлагали различные подходы к по­ниманию общества. В их развитии можно обнаружить тенден­цию от утверждения к пересмотру позитивистской установки на единство научного знания.

Ключевыми направлениями социологии этого периода ста­ли позитивизм и антипозитивизм.

Позитивизм предполагал отказ от умозрительных суждений, создание доказательной эм­пирически подтверждаемой «позитивной науки об обществе». Согласно позитивистской установке, социология должна стать такой, же «естественной» наукой, как астрономия, физика и биология. Ее задачи связаны с изучением естественных зако­нов, по которым развивается человеческое общество. Методы социологии, в отличие от умозрительных приемов метафизики, должны быть точными, строгими, описываемыми количествен­но и проверяемыми экспериментально. Наиболее известными продолжателями традиции позитивизма стали Ломбер Адольф. Жак Кетле (1796-1874), Джон Стюарт Милль (1806-1873). Позитивисты рассматривали мир как объективную реальность, не зависящую от сознания, но познаваемую. Стремясь к досто­верности получаемых выводов, позитивисты уделяли особое внимание синтаксису и семантике научного языка. При этом они не признавали научного статуса за теми проблемами, ко­торые невозможно сформулировать на языке науки. Они не за­нимались исследованием субъективной стороны общественной жизни. Подняв проблему человека как субъекта социальных отношений, социологи-позитивисты не предложили средств ее полного решения. Отчасти с этой задачей справились психоло­ги и социологи, разрабатывавшие особые методы исследований субъективных аспектов социальных отношений. По этой при­чине на рубеже Х1Х-ХХ веков в науках об обществе возросло влияние субъективистских течений, а в социологии сформи­ровалось антипозитивистское направление, опирающееся на допущение о существовании фундаментального различия между природным и социальным миром. Родоначальники это­го направления, немецкие философы-неокантианцы Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Генрих Риккерт (1863-1936), Виль­гельм Дильтей (1833-1911) признавали субъективность соци­ального мира и существование «вещей-в-себе». Они считали, что культура живет по своим собственным законам, отличным от законов природы. Социологическим теориям, разработан­ным на основе их учения, присущи следующие особенности:

· отсутствие установки на раскрытие сути всемирно-исто­рических общественных законов;

· особое понимание научной истины: свою исследователь­скую задачу антипозитивисты видели не в объяснении общества,
а в его понимании. Поиск истины требует исследования транс­цендентальных ценностей, которые воздействуют на мышление
и поведение людей постольку, поскольку имеют для них опреде­ленное значение;

· требование соотнесения социальных фактов с ценностя­ми как устойчивыми идеальными представлениями;

· особое внимание к уникальным явлениям. «В науках о при­роде единообразное является господствующей целью позна­ния; в пределах мира исторического вопрос идет об обособле­нии вплоть до индивида». Если для естественных наук характерны обобщающие (генерализирующие) методы познания, то социальным наукам присущи индивидуализирующие методы, устанавливающие своеобразие неповторимых фактов действи­тельности.

Наряду с определением места социологии в системе науч­ных знаний для классического этапа характерно развитие те­оретической социологии, связанной с созданием абстрактных моделей. Возникновение эмпирической социологии, ориенти­рованной на получение фактографических данных в опоре на первичную социологическую информацию, ознаменовало пе­реход к новому этапу развития научного знания об обществе.

Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.
Эмпирические исследования в промышленности показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты (а затем и европейские) стали энергично заниматься ее удовлетворением. Возникла нужная, модная и не плохо оплачиваемая профессиясоциолога.
Эмпирические исследования, наряду с важными и актуальными больными проблемами, касаются вопросов, не всегда значимых с социальной точки зрения. Это вызывает определенную неудовлетворенность общественности. Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование.

К современным концепциям современной социологии отно­сятся:

· социология Чикагской школы (Р. Парк, Э. Берджес, У. То­мас, Ф. Знанецкий, А. Смолл);

· символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид);

· структурный функционализм (Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Мертон);

· неофрейдизм (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм);

· структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт);

· «критическая теория» или социология Франкфуртской шко­лы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас);

· теория социального конфликта (Ч. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф);

· социометрия (Дж. Морено, К. Левин);

· теория социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);

· феноменолгия (А. Шюц);

· этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурель, X. Сакс);

· теория самореферентных систем (Н. Луман);

· теория социального поля (П. Бурдье);

· теория социальной структурации (Э. Гидденс);

· теория социального становления (П. Штомпка);

· теория морфогенеза (М. Арчер) и др.

Современная социология развивается главным образом за счет отраслей и теорий среднего уровня. При этом развитие со­циологии в XX веке ознаменовалось не только ее сближением с практикой, но также попытками пересмотра ее предметного поля, во многом обусловленными исчерпанием наследия пози­тивизма. По мере превращения истории из естественно истори­ческого в социально-исторический процесс меняется характер исследовательских проблем социологии. Рост способности со­циальных субъектов воздействовать на социальные процессы привел к тому, что сегодня даже непреднамеренные последс­твия действий людей не являются исключительно объективной естественно-исторической данностью. Само общество как объект исследования преобразуется и этот процесс открывает новые направления развития социологии. Современное ее состояние можно оценить двояко. С одной стороны, наметился про­цесс размывания предметного поля социологии и ее теоретико-методологический кризис. С другой стороны, возникают доста­точно перспективные теории общесоциологического масштаба (например, теории Э. Гидденса, П. Бурдье, Ю. Хабермаса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: