Пятый признак
Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара.
Четвертый признак.
Третий признак.
Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.
Второй признак.
Первый признак.
Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него.
Это означает, что каждый человек имеет. право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, принять непосредственно участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость (землю, дом). Свободному рынку присущи любые формы собственности. Всякий человек имеет право купить нужные ему товары и услуги.
Участник конкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его капитала производство расширяется, а объем продажи возрастает. Это происходит, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, осваиваются передовые технологии.
Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п.
Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций (какой максимальный доход могут принести акции).
Наличие же торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок.
Современный рынок отличается сложной структурой. Для лучшего понимания сущности рыночных отношений ученые-экономисты предлагают следующую классификацию рынков (рис.).
В системе рыночного регулирования главную роль контролирующего механизма играет конкуренция, заставляющая производителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных.характеристик и обновлению ассортимента товаров.
По географическому признаку
|
По экономическому назначению
|
Несовершенная конкуренция
|
По организационному признаку
|
Классификация рынков
Функции рынка: