Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Лекция 3. Рынок и механизм его функционирования
РАЗДЕЛ II МИКРОЭКОНОМИКА
3.1. Экономическая сущность рынка. Классификация рынков
3.2. Функции рынка: ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая
3.3. Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
3.4 Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
3.5. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
3.6. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование. Рыночная вла Экономическая сущность рынка. Классификация рынков
Рынок — место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.
Рынок, в отличие от бытового значения этого слова (место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определенного товара), в науке определяется как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
Есть и определение рынка как действительного пространства, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги) и существуют способы их взаимодействия.
Многие ученые-экономисты рассматривают
В широком значении рынок — это такая организация общественного производства, при которой
производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:
1) когда, в каком количестве и какие товары производить;
2) как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких, технологий);
3) для какого потребителя производить.
Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:
1) свобода предпринимательской деятельности;
2) конкуренция (совершенная и несовершенная);
3) наличие различных форм собственности;
4) свободное ценообразование;
5) наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;
6) развитие инфраструктуры рынка;
7) стабильные финансовая и кредитно-денежная системы. Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели свободного рынка. Мировой экономической наукой сформулированы признаки, определяющие сущность признаки свободного рынка.






