Рынок
Основные элементы инфраструктуры рынка.
В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.
Факторы, влияющие на развитие рынка.
Рыночные процессы испытывают воздействие множества факторов. В краткосрочном периоде приоритет принадлежит таким факторам, как:
1) изменение уровня цен;
2) маневрирование товарными запасами;
3) регулирование денежных доходов потребителей.
В долгосрочном периоде все перечисленные выше факторы сами зависят от:
1) динамики производительности общественного труда и эффективности общественного производства;
2) уровня пропорциональности экономики в целом;
3) изменения в структуре личного потребления.
2. Торговля.
Инфраструктура рынка включает также торговлю как специфическую отрасль народного хозяйства со всеми ее разнообразными формами (среди них оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммерческие посреднические центры, товарные биржи).
3. Рыночные институты — коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро.
Рыночные институты включают в себя биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации, страховые компании средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.
Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры, главная задача которых — обеспечение функционирования рынка.
Среди таких объединений выделяют:
1) организационные объединения рыночной инфраструктуры (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посреднические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли);
2) материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);
3) информационные базы рыночной инфраструктуры (информационные и справочные системы по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочным ценным бумагам);
4) кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры (банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций);
5) кадровую базу рыночной инфраструктуры (специалисты различной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры);
6) организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей;
7) органы трудоустройства;
8)нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие Hi рынке правопорядок и учет интересов общества). Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики. Перечисленные выше элементы инфраструктуры в России находятся в стадии становления и совершенствования.
Краткие выводы
1. Рынок возникает в условиях общественного разделения и экономической обособленности товаропроизводителей. При
этих условиях единственно возможной формой связи становится товарообмен, т.е. купля-продажа.
2. Рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.
3. Рынок — это способ координации действий экономических субъектов, обеспечивающих согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции.
4. Инфраструктура рынка обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, распределение ресурсов и конечных товаров.
5. Рыночная система весьма эффективна, т.к. способствует рациональному распределению экономических ресурсов, разработке и внедрению новых технологий в производство. Одна ко рыночная система не идеальна, она не может обеспечить полной занятости, решить проблему экологии, социальной защиты населения и многие другие проблемы.
Конкуренция (от лат. сопсшто — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.
Основные условия возникновения конкуренции:
1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия (рис.
конкуренция |
Чистая монополия |
олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Чистая конкуренция |