Цикличность экономического развития. Макроэкономическая нестабильность

Классическая и Кейнсианская концепция макроэкономического равновесия.

Совокупный спрос – это реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом уровне цен или общая сумма расходов всех субъектов рынка на конечные товары и услуги, произведенные в стране при каждом уровне цен.

Макроэкономическое равновесие – это состояние экономики, когда намерения всех покупателей приобрести созданный ВВП при данном уровне цен, совпадают с намерениями всех продавцов предложить объем совокупного выпуска при том же уровне цен.

Макроэкономическое равновесие.

Номинальный и реальный доход.

Номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего года. Реальный ВВП рассчитывается в сопоставимых ценах, что дает возможность оценить изменения физического объема выпуска за определенный промежуток времени. РВВП =

Индекс цен может быть двух видов:

1) Индекс потребительских цен. Индекс Ласперейса. Берется потребительская корзина и сравнивается. ИПЦ показывает изменение среднего уровня цен потребительской корзины. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Рассчитывается в ценах базисного года и текущего. Цена итогового блага в базисном (0) и текущем (t) периодах.

2) Дефлятор. Индекс Пааше. Здесь в качестве весов используется набор благ текущего периода. D. Дефлятор номинальный ВВП, деленный на реальный ВВП.

Макроэкономическое равновесие в модели совокупный спрос и совокупное предложение. Неоклассическая модель макроэкономического равновесия. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Эффект мультипликатора и акселератора. Парадокс бережливости.

Совокупный спрос равен совокупному предложению.

AD = C + Iq + G + Xn (Nx)

Эффекты, объясняющие нисходящий характер кривой спроса на отдельный товар:

1) Эффект дохода.

2) Эффект замещения.

3) Закон убывающей предельной полезности.

Эффекты, объясняющие нисходящий характер кривой совокупного спроса.

1) Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Если наблюдается повышение уровня цен в стране, то субъекты рынка начинают приобретать больше товаров в кредит, то есть повышается спрос на заемные средства и при неизменном объеме денежной массы, происходит повышение ставки процента. Чем выше ставка процента, тем меньше потребительский спрос и инвестиционный спрос.

2) Эффект реального богатства. Эффект Пигу. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов. Срочные счета в банки, облигации, Если повышается уровень цен в стране в два раза, то реальное богатство, представленное финансовыми активами, уменьшается в два раза. Уменьшение реального богатства приводит к уменьшению потребительского спроса.

3) Эффект импортных закупок. Это влияние повышения цен на выбор покупателями между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились. В этой ситуации будут предпочитать импортные блага и спрос на отечественные сократится. Под влиянием неценовых факторов кривая AD.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт, кроме уровня цены.

Налоги, субсидии, благосостояние потребителей, предложения денег, скорость обращения денег, пластиковые карточки.

Кривая совокупного предложения (AS) – это объем выпуска, который намерены предложить фирмы при каждом уровне цен в стране:

В масштабе всей экономики могут сложиться 3 различные ситуации:

1) Состояние. Кейнсианский. Кризисная экономика.

Характеризуется тем, что к экономике существуют незадействованные в процессе производства производственной мощности, сырье, рабочая сила и, по мере увеличения объема производства, Свободные факторы производства втягиваются в процесс производства, не оказывая влияния на уровень цен (отсутствует конкуренция за ресурсы).

2) Состояние, приближающееся к полной занятости.

Промежуточный отрезок. Характеризуется тем, что в отдельных отраслях оказываются занятыми все факторы производства, поэтому возникает конкуренция за ресурсы, которая приводит к росту цен на них, а рост цен на ресурсы ведет к росту издержек производства и, следовательно, к увеличению цен.

3) Состояние полной занятости. Классический отрезок.

В экономике достигнут максимально возможный объем выпуска при полной занятости ресурсов. Является моделью упрощенной моделью кривой производственных возможностей.

Кривая совокупного предложения может сдвигаться под влиянием неценовых факторов, к которым относится изменение в технологии, цены на ресурсы, налогообложение и др. факторы.

Пересечение кривых AS и AD распределяет равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен в экономике. Наиболее динамичным в экономике является совокупный спрос. Он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике. Возможны 3 ситуации равновесия:

1) На Кейнсианском отрезке.

2) На классическом.

3) На промежуточном.

Классическая модель:

Рыночная система в долгосрочном периоде автоматически обеспечивает полное использование ресурсов. Возникающие диспропорции преодолеваются в результате автоматического саморегулирования рынка, благодаря гибким ценам, гибкой заработной плате, гибкой процентной ставке. Благодаря этому механизму, в конечном счете в экономике достигается объем производства, соответствующий полной занятости.

Данная теория основана на законе Жана Батиста Сэя. Закон рынков Предложение товаров создает собственный спрос. Совокупное предложение создает собственный спрос. То есть реальный AD всегда достаточен для потребления того объема товаров и услуг, которая производит национальная экономика, то есть между AS и AD всегда устанавливается равновесие и нет основания для кризиса перепроизводства.

Сбережения зависят от процентной ставки, и инвестиция тоже зависят от процентной ставки.

Сбережения – это изъятия из совокупного спроса. А инвестиции – это вливания в совокупный спрос. Эти параметры зависят от одного фактора – процентной ставки. Поэтому гибкая процентная ставка приведет к тому, что объем инвестиции всегда будет равен объему сбережений, а значит AD=AS.

Кейнсианский анализ:

Без государственного вмешательства экономика не может достичь полной занятости. Оспаривает существование механизма саморегулирования рыночной экономики. Кейнс доказал, что полная занятость вне регулируемой экономике может возникнуть только случайно. Обычно, равновесие спроса и предложения не совпадает с полно занятостью ресурсов. То есть совокупный спрос равен совокупному предложению, а в экономике безработица. Кейнсианская модель основана на допущении фиксированных цен. Кейнсианские методы выхода из кризиса действены, но Кейнс не учел инфляционных изменений. Кейнс центром макроанализа считает склонность людей к потреблению и сбережению. То есть вводятся такие понятия как: склонность к потреблению (MPC) – предельная склонность к потреблению.

– предельная склонность к сбережения

ΔS – прирост сбережения.

ΔY – прирост дохода.

Если дополнительный доход домашнего хозяйства составляет 100 рублей, из которых 75 рублей используется на потребление, а остальные 25 рублей на сбережение. MPC – 0,75, а MPS – 0,25.

У Кейнса потребление и сбережение зависит от дохода, а инвестиции зависят от процентной ставки.

Для макроэкономического равновесия (AD=AS) должно соблюдаться равенство инвестиций и сбережений, а, поскольку, они зависят от разных факторов, то это равновесие должно поддерживать государство.

Кейнсианский крест:

AD = C+I+G+Xn

Когда весь свой доход тратят на потребление. Потом постепенно F – это состояние полной занятости. Наращиваем компоненты совокупного спроса.

Достижение макроэкономического равновесия при полной занятости возможно при увеличении AD (совокупного спроса и расходов) и наращивание AD возрастает равновесный уровень производства. Государство должно стимулировать автономное потребление цен. Это в условиях кризиса. Путем предоставления более выгодных условий кредита. Нужно стимулировать частные инвестиции, путем снижения налогов. Государство будет стимулировать AD.

Увеличение расходов AD ведет к росту национального дохода Y и способствует достижению полной занятости в силу эффекта мультипликатора.

Увеличение любого из компонентов из автономных расходов, таких как C, I, G, Xn приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.

Действия эффекта мультипликатора:

ΔI = 1000.

MPC = 0,8.

ΔY =?

ΔY C S
     

ΔY=K*ΔI=1/0,2*1000.

Действие эффекта мультипликатора заканчивается, когда сумма сбережений будет равна первоначальным инвестициям, то есть 200+160+ …. = 1000

Предельная склонность к потреблению = 0,8.

Чем меньше предельная склонность к потреблению (MPC) больше MPS, тем меньше AD, и меньше мультипликатор. Может проявиться себя в условиях полной занятости. В экономике, достигшей уровня потенциального ВВП. Эффект мультипликатора не может работать на дальнейшему расширение национального дохода и приводит лишь к инфляциям. Эффект мультипликатора приводит к росту совокупного роста. И мультипликатор эффективен при неполной занятости.

Эффект акселератора.

Акселератор показывает зависимость изменений инвестиций от изменения национального дохода. Аналогично мультипликатору воздействие акселератора двустороннее, то есть как в сторону увеличения, так и уменьшения. Между мультипликатором и акселератором существует и различие. У мультипликатора действие разовое, непосредственное воздействие на доход со стороны AD в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.

В своих инвестиционных решениях предприниматели исходят из прошлых, а не текущих значениях динамики объема продаж и прибыли. Если объем продаж предшествующий сокращался, то предприниматели в сегодняшнем текущем периоде будут сокращать объем инвестиций, исходя из прошлого периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: