Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, причем различия в ценах необусловлены различиями в издержках производствах

Чистая монополия – это тип рыночной структуры, при котором весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, реализующего продукт, неимеющий близких заменителей (уникальный продукт), а появление в отрасли других продавцов заблокировано.

Чистая монополия и ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция и олигополия.

Механизм рынка несовершенной конкуренции.

ДЗ – посмотреть ситуацию минимизации убытков. Как формируется предложнение в совершенно конкурентной фирме.

Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде все издержки производства становятся переменными и на рынке в целом изменяется число фирм, поскольку отсутствуют входные барьеры.

Когда в отрасли все хорошо и фирмы получают сверхприбыль, то так как нет барьеров, то другие будут входить в эту отрасль.

Если рыночная цена выше средних издержек, и фирма получает сверхприбыль, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. Предложение отрасли начнет расти в этой ситуации. И рыночная цена будет снижена, а это приведет к исчезноению сверхприбыли. Когда ситуация на рынке складывается неблагоприятно, фирма уходит с рынка и предложение продукции сокращается, равновесная цена возрастает, поэтому для долгосрочного равновесия фирмы и отраслинеобходимо, чтобы фирма получала нулевую прибыль.

Источники монопольной власти (барьеры):

1) Исключительные права на выпуск каокго-либо продукта или приминение какой-либо технологии или предоставляется государством.

2) Авторские права.

3) Контроль над производственными ресурсами.

4) Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для производства какого-то товара ресурса, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.

5) Эффект масштаба и т.д.

Типы монополии:

1) Закрытая. Имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке закреплено законодательно. Это устойчивая форма монопольной власти, но не позволяет получть монопольно высокой прибыли, так как государство осуществляет контроль за уровнем цен при и нормой прибыли.

2) Открытая. Обладание монопольной властью.

3) Монопсония. Тип рыночной структуры, для которого характерная концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсонист устанавливает монопольно низкие цены.

Естественная монополия – характерно для определенных отраслей.

Характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимум средних издержек при обеспечении всего рыночного спроса.

Фирма, в условиях чистой монополии, предстваляет собой одновременно и отрасль, а кривая спроса имеет следующий вид. Кривая спроса будет низкой эластичности.

Монополист не обладает абсолютной властью над ценой, его власть ограничена кривой спроса, то есть когда фирма поставляет на рынок больше товара, цена падает.

Определение оптимлаьного объема выпуска. Для определения оптимального объема воспользуемся общим правилом MR = MC.

Совер. Конкур. P = MR

Чист. Моноп. MR < p

Доказательство того, что MR<p: Если производится одна дополнительная единица продукции, то цена снижается и по этой цене продается вся продукция (и та, которая была выпущена раньше). При этом монополист получает прирост дохода вразмере этой единицы продукции. За минусом того, что потеряет в следствие продажи ранне выпущенной продукции по этой более низкой цене.

Q p TR MR
      -
       

Предельный доход равен цене, в условиях совершенной конкуренции, так как последующая единица товара продается по той же цене. А в чистой монополии меньше цены, так как последующая единица товара меньше.

Кривая MR расположена ниже кривой спроса, причем начала совпадает с кривой спроса, так как предельный доход от продажи первой единицы всегда равен цене, так как отсутствует потеря дохода за счет продажи превоначлаьного выпуска по более низкой цене. Чтобы определить оптимальный объем выпуска, надо в этот график добавить предельные издержки. Оптимальный объем достигается, когда предельный доход равен предельным издержкам. Чтобы определить цену, надо провести линию к объему спроса, а затем определяем цену.

Для максимизацию прибыли, фирма создает дефицит, который позволяет увеличить цены. Дефицит означает ограничение объема выпуска в условиях чистой монополии, по сравнению с рынком совершнной конкуренции.

Степень монопольной власти определяется с помощью коэффициента Лернера. L=

Чем ближе значение данного коэффициента к единице, тем больше степень монопольно власти.

Ценовая дискриминация. Дискриминация означает не ущемление чьих-либо прав, а разделение рынка.

Условия применения ценовой дискриминации:

1) Фирма должна обладать значительной рыночной властью.

2) Фирма должна быть способной идентифицировать потребителей в соответствии с эластичностью спроса.

3) У потребителей должна отсутствовать возможность для перепродажи блага.

Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация). Это возможно только теоритически. Предполагает, что с каждого оптребителя вижать максимум того, что он может заплатить за этот товар. Различия цены в зависимости от дохода и установления индивидуальной цены для каждого потребителя, то есть продажа каждой единицы товара каждому покупателю по той максимальной цене, которую он согласен заплатить за каждую единицу товара.

Ценовая дискриминация второй степени. Встречаем на практике. Различие цены в зависимости от объема потребления. При покупке большего количества товара, потребителю устанавливают более низкую цену (скидки, дисконт).

Дискриминация третьей степени (сегментная). Происходит разделение рынка в зависимости от покупательной способности. Монополист создает «дорогой и дешевый рынок». На дорогом рынке кривая спроса неэластичная, что позволяет монополисту увеличить выручку за счет повышения цены. А на дешевом рынке спрос высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам. Рассмотреть графическую интерпретацию третьей степени дискриминации.

Монополистическая конкуренция:

Есть свойства, как у монополии и конкуренции. Рынок монополистической конкуренции. Это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

Особенности данной системы:

1) Большое число продавцов.

2) Отсутствие отраслевых барьеров. В долгосрочном периоде у фирмы будет нулевая прибыль.

3) Отсутствие стратегического поведения. Автономность поведения фирм.

Монополизм основан на дифференциации продукта. Продукты отличаются друг от друга, следовательно, они ограничены большим количеством фирм. Проявления монополизма незначительны, так как много фирм.

Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает некоторую рыночную власть и сталкивается с убывающей кривой спроса. Но наличие товаров заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы более эластичной.

Кривая спроса для монополистической конкуренции:

Таким образом, рынок монополистической конкуренции обладает признаками как монополии (власть над ценой), так и совершенной конкуренцией (много заменителей). Эта двойственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (качество, подарки, обслуживание и т.д.).

Краткосрочный период Долгосрочный период
   

В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция получает только нормальную прибыль. Достаточно серьезным фактором, затрудняющим получения сверхприбыли в долгосрочном периоде, являются невысокие барьеры вступления в отрасль или их отсутствие. Если в отрасли сверхприбыль, то это стимулирует вход новых фирм. При сохранении рыночного спроса на продукцию отрасли на прежнем уровне, вход в отрасль новых конкурентов ведет как к сокращению рыночной доли отдельной фирмы, так и к повышению эластичности спроса на продукцию фирм из-за того, что увеличилось количество заменителей. Это означает, что кривая спроса будет все больше смещаться к началу координат. Такое смещение происходит до тех пор, пока экономическая прибыль фирм не станет равной нулю.

Олигополия – это тип рыночной структуры, для которой характерна стратегическое взаимодействие немногих фирм (до десяти) конкурирующих за объем продаж.

Особенности:

1) Ограниченное количество фирм.

2) Значительная концентрация производства у отдельных фирм.

3) Ограниченный доступ в отрасли.

4) Стратегическое поведение фирм.

5) Может быть как стандартизированная, так и дифференцированная продукция.

6) Особенность рынка состоит в том, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: