Основные философские принципы лингводидактики

Главная задача здесь – раскрыть систему обучения этих принципов, выявить связи и взаимодействие между ними и представить каждый принцип в тех правилах, которые определяют практическую работу преподавателя с учащимися. Следует также учитывать, что принципы обучения отражают практику обучения:

– непосредственно (эксплицитно), когда преподаватель обосновывает свою работу в каждом конкретном случае, т.е. правилами того или иного принципа обучения;

– через дидактическую систему (имплицитно), в которой все используемые принципы выступают, тем не менее, в определенном аспекте.

Под принципами обучения языку понимаются, как известно, те исходные положения, которые лежат в основе содержания, организации и проведения процесса этого обучения.

Принципы обучения – это категория дидактики. Они характеризуют способы использования законов обучения языку в соответствии с целями образования. В учебной педагогике система принципов обучения

представляет собой выражение теории обучения, определяющее содержательные методы и организацию обучения.

1. Принцип диалектологического единства противоположностей отражается, в частности, в природе изучаемых явлений и основывается на предпосылке, что одно явление предполагает явление противоположное. В области лингводидактики этот принцип отражается в принципе единства языка и как предмета, и как средства обучения.

2. Принцип объективности познания. Известно, что объективность человеческого познания обусловлена самим его предметом. Например, использование в процессе изучения языка метода научного познания означает умение мыслить так, чтобы логика познания была адекватна окружающей учащегося действительности. В лингводидактике этот принцип реализуется в сфере коммуникативной функциональности и дидактической мотивированности единиц изучаемого языка.

Вышеназванный принцип отражается в лингводидактике в принципе адекватности микроязыка учебника современному языку его носителей. Иными словами, в результате дидактической адаптации и презентации языковых средств изучаемого языка в виде микроязыка учебника не должна быть нарушена его естественная структура. Поэтому обучающая речь здесь должна нести признаки естественной коммуникации.

3. Принцип взаимосвязи языка как знаковой системы и дидактических языковых и речевых единиц, действующих в лингводидактике отражается в применении в лингводидактике общегопринципа взаимосвязи общего и частного. Раскрытие заложенных в языкедидактических особенностей требует рассматривать речь как отражениеязыковой среды в процессе обучения, иными словами, как проявлениеобщего через частное в конкретной речевой ситуации.

4. Принцип наблюдения явлений в процессе их развития и взаимосвязи. Базой этого принципа является понятие движения иразвития как основного свойства действительности. Из этого можносделать следующий вывод: познание определяется так же, как виддвижения, как процесс. При этом имеется в виду как сама общая цельпознания, так и конкретная цель, связанная с определенной задачей.

Для лингводидактического изучения русского языка какиностранного этот принцип помогает определить последовательностьусвоения языковых структур и их элементов. Здесь следует обращатьвнимание на вопросы: когда и каким образом данные об усвоениирусского языка как родного могут помочь иностранцу. Следовательно,здесь важно учитывать особенности изучаемого русского и родного языковучащихся.

5. Принцип практики как источник подтверждения теории. В лингводидактике этот принцип проявляется в виде принципа обучающего эксперимента, основанного на опытном обучении. В лингводидактической научно-исследовательской деятельности принцип практики отражается в принципе проверки целесообразности методики исследования языка в ходе обучения ему в обучающем эксперименте и в опытном обучении.

6. Принцип первичности явления и вторичности его определения также вытекает из речевой или языковой практики, в которой и проявляются те или иные свойства изучаемого языка. В лингводидактике он отражается в принципе дидактической детерминации языковых знаков, который в свою очередь подразумевает выявление не только лингвистических, но и дидактических особенностей языка. Пользуясь результатами такого исследования, можно реконструировать микроязык как предмет и определить его как средство обучения.

7. Принцип внеэмпирического познания (раскрытие истины путем математических операций). Этот принцип подразумевает применение в исследовании языка и учебного процесса математического аппарата. Общеизвестно, что возможен путь познания от теории к практике. Это особенно характерно для математики, физики и других точных наук. Но в лингвистике он также частично может использоваться. Так, в условиях применения теории дидактической значимости языковых явлений дидактические свойства языка и их гносеологическая функция могут быть познаны внеэмпирическим путем.

Таким образом, вышеназванные принципы представляют собой научную философскую основу собственно лингводидактических принципов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: