Дидактолингвистический аспект описания языка

Теоретическая лингвистика своим предметом считает язык как всеобщую знаковую систему. В центре внимания дидактического изучения языка находится язык как учебный предмет, в том числе микро- и метаязык учебника, речьучащихся и преподавателя в процессе обучения по отношению кизучаемому языку как средству коммуникации его носителей.

Дидактический аспект изучения преподаваемого языка, т.е. изучение с точки зрения его «поведения» в дидактическом процессе, представляет собой область научно-исследовательской деятельности, которая ни в лингвистике, ни в методике как науке еще не нашла своего достаточного отражения и, следовательно, не охватывается терминами «лингвистика», «методика».

Метаязык учебного предмета, т.е. науки, к которой он относится, является не только предметом, которым учащиеся овладевают, но и средством, припомощи которого они овладевают языком и речью. Поэтому к вопросам«чему обучать?» и «как обучать?» следует добавить вопросы «чем обучать?» и «на чем обучать?», имея при этом в виду:

– микроязык учебника и методических пособий;

– метаязык учебника как предмет и средство обучения;

– дидактическую учебную речь преподавателя как содержание обучения;

– дидактическую учебную речь преподавателя как средство обучения;

– средства программированного обучения.

Обучение всегда зависело не только от метода, но и от системы подачи содержания обучения, от речевых

факторов, речи преподавателя, лингвистических и экстралингвистических элементов учебника. Еще Я.А. Коменский писал, что именно «книги (учебники) должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая путь и помогая учащимся понять все самим, даже без содействия учителя».

Цель лингводидактического исследования материала для учебников, представляет собой выявление дидактических, лингвистических иматериальных, т.е. языковых, основ обучения.Также лингводидактическое – теоретическое, теоретико-практическое и практическое – изучение языка решает одну из основныхпроблем обучения иностранному языку. В отличие от чистолингвистической, теоретической точки зрения на язык, с точки зрениялингводидактики язык является базой лингвистики и дидактики в их единстве, которое и является ее основанием. Следовательно,предпосылкой создания лингводидактических основ обучения языкуявляется взаимопроникновение дидактического и лингвистическогоаспектов его изучения.

Каждая из наук содержит в себе определенные иерархические уровни:

1. Свой предмет, или материальное содержание изучения;

2. Свои понятийные категории;

3. Свою внутреннюю структуру (эпистемологию), или анализ своих основ;

4. Свою внешнюю эпистемологию, или анализ отношений между ее субъектом по отношению к другим наукам. Кроме всего сказанного, следует иметь в виду, что, когда речь идет об изучении языка в учебных целях, так же как в случае, когда речь идет об обучении языку, все основные постулаты наук, занимающихся этими близкими, но не тождественными вопросами, должны увязываться с определенными положениями общей психологии и психологии обучения языку как наук, определяющих психологические предпосылки усвоения второго языка и совершенствования знаний и умений в области родного языка.

Метаязык (англ. metalanguage). Язык «второго порядка», т.е. такой язык, на котором говорят о языке же (языке объекте); язык, объектом которого является содержание и выражение другого языка (ср.: «металингвистика» во втором значении – наука о языках «второго порядка» (метаязыках), для которых предметом (материалом, содержанием) является естественный язык).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: