Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - это совокупность действий органов власти и управления по его составлению, представлению, рассмотрению и исполнению, контролю за ходом этого процесса, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ.
Бюджетный процесс состоит из четырех стадий: составления проекта бюджета, его рассмотрение, утверждение и исполнение.
Непосредственную работу по составлению проекта федерального бюджета координирует Министерство финансов.
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета осуществляет Государственная Дума в трех чтениях.
Исполнение бюджета осуществляется по бюджетной росписи Правительством (исполнительными органами власти на местах) и его органами; Министерством финансов, входящим в него Казначейством, министерствами, федеральными службами и агентствами, другими органами власти и государственными учреждениями. Кассовое исполнение бюджета осуществляют учреждения Центрального банка Российской Федерации и казначейства. Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, который принимается после принятия закона о бюджете.
|
|
Контроль за исполнением бюджета осуществляется законодательными органами власти, для чего создан специализированный государственного финансового контроля - счетная палата.
Утверждение отчета об исполнении бюджета. Осуществляется после окончания его исполнения. Отчет об исполнении подготавливает министерство финансов и вносит его на рассмотрение в государственную Думу.
Теоретически закон о бюджете должен быть принят до начала финансового года. В случае, если это не выполняется – Правительство получает право осуществлять расходование средства в размере 1/12 общей суммы расходов предыдущего года, что, конечно противоречит основным принципам бюджетной системы.
Местные (региональные и муниципальные) финансы - это система денежных отношений, связанных с аккумулированием части совокупного общественного продукта и его последующего перераспределения и использования денежных средств для осуществления функций органов власти и управления субъектов Российской Федерации и их территориальных образований.
В состав местных финансов входят финансы республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных, поселковых и других административно-территориальных органов управления.
Социально экономическая сущность местных финансов идентична общегосударственным финансам. Различие состоит лишь в более узкой сфере перераспределительных (финансовых) отношений, характерной для местных финансов, которые определяются законодательством федерального центра и региональных органов власти.
|
|
Доходная часть местных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Закрепленными считаются доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (проценте) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий местный бюджет. Регулирующие доходы - это доходы, поступающие в целях сбалансирования доходов и расходов в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным на действующий финансовый год.
Законом был установлен уровень закрепленных доходов (за исключением районных бюджетов и районов в городах) в размере не менее 70% доходной части минимального бюджета соответствующего республиканского или административно-территориального образования, а при отсутствии такой возможности не менее 70% доходной части без учета в ней дотаций.
Расходы местных бюджетов также подразделяются на текущие и бюджет развития. К бюджету текущих расходов относятся расходы на содержание и эксплуатацию социально-экономической инфраструктуры территории, органов территориального управления и т.п. К бюджету развития относят ассигнования на инвестиции в социально-экономическое развитие региона.
К основным источникам закрепленных доходов местных бюджетов относятся налоговые поступления от юридических и физических лиц данной территории.
Источниками регулирующих доходов являются отчисления от налогов на добавленную стоимость, акцизов и других, производимых по ежегодно утверждаемыми вышестоящими бюджетами нормативами. Ими также являются получаемые из вышестоящих бюджетов дотации и субвенции.
В структуре расходов местных бюджетов преобладают текущие расходы. Главными из них являются: финансирование деятельности территориальных коммунальных служб; социально-культурная сфера; органы власти; органы управления; пособия и компенсации на детей; расходы на содержание правоохранительных органов; социальная защита граждан; резервный фонд администрации; экологический фонд.