Понятие государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования

Тема 4. Внебюджетные фонды

Контрольные вопросы

1. Что такое бюджетный федерализм?

2. Перечислите основные модели бюджетного федерализма и дайте им краткую характеристику.

3. Что такое бюджетное выравнивание?

4. В чем заключается социальная сущность бюджета как экономической категории?

5. Что такое бюджет как юридическая категория?

6. Какие правовые акты регламентируют основные параметры бюджетной системы РФ?

7. Что такое бюджетная система?

8. В чем различие бюджетных стран с различным государственным устройством.

9. Дайте классификацию доходов бюджетов по источникам формирования и источникам закрепления.

10. Перечислите и дайте характеристику принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

11. Что такое бюджетный процесс?

12. Каков порядок рассмотрения и утверждения бюджета?

13. Какова социально-экономическая сущность территориальных финансов?

14. Дайте характеристику источников доходов местных финансов.

15. Дайте характеристику направлений расходования средств территориальных и местных бюджетов

16. Что такое дотации, субсидии и субвенции?

В составе финансовых систем многих стран важное место занимают внебюджетные фонды, которые концентрируют значительные объемы финансовых ресурсов физических и юридических лиц на добровольной или законодательной основе для решения важных задач социальной защиты граждан и функционирующих как некоммерческие или коммерческие институты.

Финансовые ресурсы фондов являются важным источником финансирования национальных расходов, прежде всего, долгосрочных инвестиций, поскольку формируются на долговременной основе и являются достаточной устойчивыми к кратковременным колебаниям макроэкономической ситуации.

Основными источниками формирования финансовых ресурсов фондов, как правило, являются обязательные отчисления предприятий и организаций за работающих в них физических лиц в соответствии с законодательно устанавливаемыми нормативами. Обычно базой для начисления этих платежей служит объем заработной платы.

Внебюджетные фонды можно классифицировать как государственные (образуемые и функционирующие по решениям и под контролем органов государственной власти), частные и смешанные.

Другой отличительной особенностью внебюджетных фондов является целевой характер их организации и использования аккумулируемых средств. По этому признаку они подразделяются на: пенсионные, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, регионального развития, природоохранные и другие фонды.

То есть в зависимости от функционального назначения они могут иметь социальный, экономический или экологический характер.

По уровню управления различают внебюджетные фонды федерального, республиканского и регионального значения. Внебюджетные фонды федерального (общегосударственного) уровня производят перераспределение централизованно аккумулируемых средств между территориями. Целевое назначение, порядок формирования и использования этих средств определяется законодательно. Непосредственное управление и контроль за деятельностью внебюджетных фондов осуществляется соответствующими органами государственной власти.

Государственным внебюджетным фондом в соответствии Бюджетным Кодексом РФ называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В РФ государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

1. Пенсионный фонд РФ;

2. Фонд социального страхования РФ;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: