C + I + G + X

Теперь рассмотрим факторы, которые, определяя конкретный спрос на отдельный товар, в то же время оказывают воздействие и на уровне целостной экономики. Если доход покупателя возрастает, то его спрос на конкретный товар также увеличивается. Аналогично, если валовой национальный продукт расширяется, то и совокупный спрос повышается. Однако прежде чем описать взаимоотношения АD и ВНП, целесообразно выяснить, что влияет на изменение ВНП.

Одна из фундаментальных пропорций макроэкономики состоит в том, что стоимостная величина всех продаж за определенный период времени должна равняться произведению предложения денег на число оборотов этих денег между всеми секторами экономики за период. Иными словами, если в течение года вся денежная масса совершить 5 полных оборотов, т.е. каждая денежная единица в среднем пять раз перейдет из одного сектора экономики в другой, то объем годовых продаж конечных товаров в стране будет равен: 5 х предложение денег. Число полных оборотов денег называется скоростью V продаж конечных товаров. В нашем примере V=5 оборотов в год. Будем условно считать, что предложение денег М равно 200 млрд. ден.ед., тогда:

М х V = 200 х 5 = 1000 млрд.ден.ед.= стоимости всех продаж конечных товаров за год;

М х V – уровень цен х Q = ВНП,

где Q – объем товаров и услуг, произведенных в течение года.

Окончательно имеем:

М х V = Р х Q,

где Р – уровень цен.

Из этого равенства можно сделать вывод о том, что величина валового национального продукта может увеличиваться только в случае изменения либо предложения денег, либо скорости их оборота. Если ВНП возрастает, то при каждом уровне цен будет предъявляться совокупный спрос на большее количество товаров и услуг, т.е. увеличится совокупный спрос. Следовательно, кривая спроса АD займет положение А1 – D1, т.е. сместится вправо (рис. 2.1). Аналогично падение ВНП приведет к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой АD влево.

Таким образом, можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения между секторами экономики. АD является функцией М и V; АD = f (M, V).влияние всех других факторов (инфляционные ожидания, вкусы потребителей, цены на товары-заменители) на совокупный спрос, в конечном итоге, можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения. Итак, на уровень совокупного спроса, т.е. на положение кривой АD, оказывают воздействие только два основных фактора – М и V.

P Рис.2.1

S спрос и предложение

300 A1

A

E

100 D1

D

200 400 600 внп

Совокупное предложение АS определяется количеством материальных благ и услуг, которые предприниматели предлагают на рынке. При этом они стремятся достичь потенциального объема производства, поскольку любая экономическая система стремится к такой цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу. В таком случае совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП. Иными словами:

АS = ВНП = уровень цен х Q;

АS = зарплата + рента + процент + прибыль.

Рассмотрим факторы, влияющие на совокупное предложение. Это технология производства, издержки, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара. Уровень агрегативности в этом смысле не играет существенной роли. В связи с этим кривая АS имеет восходящий вид.

Графически взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения представлено на рис. 2.1. на осы абсцисс отложен объем производства, представленный реальным ВНП, на оси ординат – общий уровень цен. Спускающаяся слева направо линия – кривая совокупного спроса АD; поднимающаяся слева направо линия – кривая совокупного предложения АS. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения АD и АS и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать ровно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.

Кривая совокупного спроса наклонена вниз, показывая, что объем расходов растет, если общий уровень цен падает; низкий уровень цен ведет к повышению общего уровня потребления.

Кривая совокупного предложения ведет себя по-разному в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде, обычно в течение года, плавно поднимается вверх, показывая, что при росте спроса фирмы также увеличивают цены и объем производства. Происходит это потому, что имеются временно фиксированные элементы затрат – зарплата, рента и т.п. Наиболее важной из этих временно фиксированных затрат является заработная плата. Таким образом, если потребители запросят больше товаров, фирмы в свою очередь, реагируют повышением цен, получая высокие прибыли и производя больше продукции (рис. 2.2).

В долгосрочном периоде изменение цен приводит к тому, что кривая совокупного предложения будет вертикальной, поскольку однажды фиксированная зарплата вскоре двинется вверх, реагируя на рост цен. В результате в долгосрочном периоде предприятия соответственно не будут увеличивать объем производства. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения примет вид вертикальной прямой, отражающей реальный объем ВНП, равный потенциальному объему (рис.2.3).

Р Р

Рис.2.2 Рис.2.3

S

S

A A

Краткосрочный период ВНП долгосрочный период ВНП

Форма кривой совокупного предложения имеет ключевое значение для определения объема производства в этих периодах. По мере удлинения сроков объем производство приближается к потенциальному, а краткосрочные его движения отражаются в основном в расходах.

В долгосрочном периоде совокупный спрос становится менее важным фактором для реального объема производства. Если линия совокупного предложения вертикальна, реальный объем производства определяется единственно уровнем потенциального объема производства. Совокупный спрос изменяет уровень цен, но не уровень реального объема ВНП. Исходя из этого, нетрудно понять, что главная задача правительства на микроуровне – правильно определить факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение, и принять соответствующие меры.

Совокупный спрос

Совокупный спрос – это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

Кривая совокупного спроса

Обратная или отрицательная, зависимость между уровнем цен и объемом национального производства отчетливо выражена на рисунке 2.4. Кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть так же, как кривая спроса на отдельный товар.

Причины такого отклонения различны. Прежнее объяснение связано с эффектами дохода и замещения. Когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).

уровень

цен

Рисунок 2.4 Кривая совокупного спроса

AD

0 Реальный объем производства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: