На организм, здоровье и работоспособность

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие

ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Тема 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

Список рекомендуемой литературы

Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания

Сам процесс регулярных целенаправленных занятий фи­зической культурой или спортивной тренировкой предполагает вос­питание не только определенных умений и навыков, физических ка­честв, но и психических качеств, черт и свойств личности человека.

Один из основоположников теории физического воспитания про­фессор А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое поло­жение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через де­ятельность и в процессе деятельности: «Нельзя сделать человека сме­лым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного каче­ства».

В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуа­ций, «проиграть» которые можно посредством физических упражне­ний, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утом­лением, ощущениями боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.

Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют психические качества за­нимающихся.

1. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: 1970. – 200 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2003.

3. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.

4. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А.Тер-Ованесян. – М.: МГУ, 1975. – 5 с.

5. Шевченко, А.А. Основы физического воспитания / А.А. Шевченко, Ю.А. Перевощиков. – Киев: Высш. шк., 1984. – 184 с.

Общепризнано, что оптимальный уровень двигательной активности – определяющий фактор профилактики заболеваемости и поддержания высокой психофизиологической формы. Причем достижения современной физиологии убедительно свидетельствуют о том, что оптимум любой функции, в том числе и двигательной активности, имеет отчетливые индивидуальные особенности (И.А. Аршавский, 1982 г.).

Сколько же надо двигаться человеку, чтобы обеспечить себе здоровье, работоспособность и долголетие? Сотрудники Московского научно-исследова-тельского института физической культуры предлагают следующий недельный двигательный режим для людей разного возраста: дошкольникам – от 21 до
28 ч; школьникам – от 14 до 21 ч; студентам – от 10 до 14 ч; служащим – от 6 до 10 ч. Итак, количество часов двигательной активности с возрастом уменьшается в связи с занятостью учебой, а в дальнейшем с трудовой деятельностью. Однако восполняются ли эти отведенные наукой 10–14 ч в неделю физической подготовкой какой-либо направленности?

Статистика неумолимо свидетельствует, что к 30-ти годам люди резко снижают свою двигательную активность, и чем старше, тем больше. А ведь от этого в решающей степени зависят темп и выраженность старения. Постепенное увеличение времени, выделяемого для оздоровительной тренировки – вот главная тенденция, которая должна определять двигательный режим человека до глубокой старости. Как считает академик Н.М. Амосов, в возрасте 60–74 года нужно затрачивать на физкультурные занятия больше времени, чем в возрасте до 30 лет.

Каковы же индивидуальные особенности двигательной активности у студентов и влияние на нее программных занятий по физическому воспитанию? Исследования ученых Алтайского государственного медицинского института (В.И. Киселева, П.Х. Шаракева, В.П. Куликова, 1991 г.) выявили, что индивидуальные различия ходьбы у 124 студентов мужского пола 1–2 курсов в возрасте от 18 до 20 лет варьировали в среднем за сутки от 13 000 до 6 000 шагов. Данные исследования показали снижение двигательной активности людей, занятых умственным трудом. Это свидетельствует о большей подверженности студентов социальным факторам, приводящим к гипокинезии и факторам риска различных заболеваний, и, в первую очередь, заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Следует отметить и так называемую «студенческую» патологию – заболевания желудочно-кишечного тракта, значительно снижающие как умственную, так и физическую работоспособность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: