Инструменты и методы макроэкономического регулирования

Инструменты макроэкономического регулирования - это рычаги, позволяющие обществу через воздействие на макроэкономический меха­низм реализовать его цели.

Регулированием экономики может быть с различным сочетанием (большим или меньшим) государственного и рыночного механизмов. Од­нако, в любом случае государство опирается на рыночное регулирование, воздействуя на присущие ему стимулы и ориентиры.

По видам государственного регулирования следует различать крат­косрочное и долгосрочное.

Краткосрочное регулирование нацелено на изменениеэкономиче­ской конъюнктуры в тот или иной период. Оно включает:

1) антициклическое регулирование, в основе которого лежит кейнсианская концепция воздействия на совокупный спрос. Направлено на смягчение колебаний деловой активности: в периоды буржуазного эконо­мического роста проводится сдерживающая экономическая политика, а в периоды спада стимулирующая, экспансионистская;

2) антиинфляционное регулирование осуществляется в виде политики доходов в соответствии с рекомендациями монетористов. Ее целью является снижение инфляции посредством контроля над денежной массой в обращении;

Долгосрочное регулирование направлено на решение стратегиче­ских целей обеспечения динамического и устойчивого развития страны на длительную перспективу. Оно осуществляется посредством:

- целенаправленной политики капиталовложений;

- обеспечения структурной перестройки страны в соответствии с по­требностями НТП;

- выравнивание уровней экономического развития отсталых регио­нов страны.

Методы государственного воздействия могут быть прямыми, основан­ными на использовании государственной власти, и косвенными, опирающи­мися на экономические и финансовые рычаги и стимулы, с помощью кото­рых государство воздействует на интересы хозяйствующих субъектов.

Законодательные методы регулирования осуществляются с помо­щью принятия разнообразных законов, регламентирующих экономиче­скую деятельность.

Административно-правовые базируютсяна государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Этот метод вклю­чает себя арсенал инструкций, распоряжений, приказов исполнительной власти разных уровней (Кабинета Министров, муниципальных властей).

Они определяют условия найма рабочих, стандарты качества про­дукции, загрязнения окружающей среды и др. В большей степени они используются для управления государственным сектором экономики.

В частном секторе в странах с развитой экономикой используется этот метод в незначительной степени. Его сфера деятельности: охрана ок­ружающей среды, бытовые условия бедных.

Усиление этого метода характерно в экстраординарных условиях (война, бедствия).

Государственные контракты (госзаказы) тоже можно отнести к пря­мым методам воздействия, т.к. заключая их с частными фирмами государ­ство может прямо воздействовать на объем производства, отраслевые про­порции. Так, в США продукция, поставляемая по государственным кон­трактам, составляет более 90 % номенклатуры всей продукции.

Прямые методы вынуждают субъектов экономики принимать реше­ния, основанные не на самостоятельном выборе, а на предписаниях госу­дарства. Им характерна высокая степень эффективности на основе опера­тивного достижения экономического результата.

Однако, прямые методы нарушают рыночное равновесие, деформи­руя рыночное поведение экономических субъектов.

Бюджетно-налоговые методы еще называют фискальной политикой го­сударства. Она осуществляется посредством манипулирования налогами и государственными расходами. Основными инструментами здесь выступают:

а) налоги, их виды и ставки. Налоги в макроэкономике играют двоя­кую роль:

- сокращают доходы населения, потребительские расходы, совокуп­ный спрос и произведенный ВНП;

- влияют на уровень потенциального объема производства. Так, в США в 1981 г. снижение налогов привело к росту инвестиций в новые отрасли, по­вышению производительности труда и увеличению потенциального ВНП. Вы­сокий уровень налогообложения является фактором, сдерживающим рост про­изводства в Украине.

б) расходы государственного бюджета в виде инвестиций, субсидий, трансфертных выплат (пенсий, пособий);

в) политика ускоренной амортизации: законодательно запрещенное отделение процесса изнашивания основного капитала от калькулируемого, в издержках производства перенося его стоимость. Изменяя ставки и по­рядок списания основного капитала, государство регулирует часть прибы­ли, которая освобождается от налогов.

Этот метод регулирования широко используется во всех странах с рыночной экономикой как средство стимулирования структурной поли­тики, внедрения НТП, финансирования природоохранных мероприятий.

Его эффективность выше во время подъемов и низка во время спадов.

Кредитно-денежные методы нацелены на регулирование денежной массы посредством следующих инструментов:

- эмиссии денег; установления пределов роста денежных агрегатов;

- регулирования нормы ссудного процента;

- регулирования норм обязательных резервов коммерческих банков;

- операции центрального банка на открытом рынке с ценными бума­гами и др.

Экономическое программирование основано на разработке государ­ственных планов и программ по развитию национальной экономики. Они, как правило, являются обязательными только для государственного секто­ра, а для частного - носят рекомендательный характер. Государство ис­пользует разнообразные экономические стимулы (налоговые льготы, льготные кредиты, и др.), чтобы заинтересовать частный сектор в реализа­ции данных программ.

Использование данных методов и рычагов воздействия на экономи­ку мы будем рассматривать на протяжении всех последующих тем макро­экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: