Концепции госрегулирования

Проблема взаимодействия рынка и государства вызывает много споров среди экономистов и политиков. В мировой экономической теории существуют различные взгляды на механизм регулирования национальной экономики в условиях рынка. Условно их можно сгруппировать в два основных направления:

1. Классическое направление, которое основывается на тезисе об ав­томатическом саморегулировании экономики.

2. Кейнсианское, которое исходит из того, что рыночная система может слишком долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы.

Классическое направление господствовало длительное время, пока кризис 1929-1933 гг. не поставил под сомнение многие его положения.

Основатель этого направления А. Смит в XVIII-м столетии доказывал, что рынок является великим координатором общественного производства, по­

этому рыночной экономике необходимо предоставить как можно больше сво­боды. Государство должно проводить политику "laissez-fair", дать свободу предпринимательству и избегать ограничения конкуренции. А. Смит писал: «Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную вы­году. Причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества,чем тогда, ко­гда сознательно стремится служить им». В тесной связи с этой концепцией находится идея французского экономиста Ж.-Б. Сэя: предложение товаров соз­дает собственный спрос, т.е. произведенная продукция автоматически обеспе­чивается спросом посредством создания адекватного дохода. Сэй исходил из того, что все доходы (заработная плата, прибыль, рента) расходуются и исклю­чал заемный капитал и процент. Таким образом, рыночный механизм автома­тически обеспечивает равенство спроса и предложения, а длительное наруше­ние этого равновесия, согласно классической концепции, было исключено.

Дальнейшее развитие классической теории было осуществлено не­оклассическим направлением, которое возникло в 70-е годы XIX столетия (австрийская школа - К. Менгер, Ф. Визер, американцы - Б. Кларк, А. Маршал и др.). В XX столетии принципы неоклассической концепции получили развитие в работах известнейших экономистов Ф.А. Хайека, М. Фридмена и др.

Неоклассики углубили представление о равновесии на рынке, исходя из предположения гибкости процентной ставки, зарплаты и цен. Т.е. про­цент уравновешивает спрос и предложение на инвестиционные товары, зарплата - на рынке труда. Гибкие цены, которые быстро меняются под влиянием рыночной конъюнктуры, делают невозможным перепроизводст­во и инфляцию.

Основные постулаты неоклассической концепции регулирования экономики заключаются в следующем:

1. Рынок является эффективным регулятором производства посред­ством механизма свободной конкуренции и свободного рыночного цено­образования. Он обеспечивает полное и эффективное использование эко­номических ресурсов, макроэкономическое равновесие и достижение эко­номикой потенциального объема производства при полной занятости.

2. Государство не должно вмешиваться в действие рыночного меха­низма, а лишь создавать условия для его нормального функционирования (поощряя предпринимательство и конкуренцию). Так, Хайек резко высту­пал против любых попыток государственного вмешательства в экономику, в своем полемическом труде "Дорога к рабству" (1944 г.), он утверждал, что это может привести к диктатуре.

Кейнсианская концепция возникает в 30-е годы XX столетия. Ее появление связано с именем известного английского экономиста Дж.М. Кейнса Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 г.) родился в Кембридже в семье профессора логики и экономической теории. Закончив университет, стал профессором политэкономии. Не ограничился научной деятельностью а занимался государственной и политической. Был советником министра финансов, в т.ч. и во время войны.

Его практическая деятельность во многом определила теоретическую концепцию,

Дж.М. Кейнс исходит из макроэкономических зависимостей, пока­зывает, что условия процветания отдельного предприятия не могут быть равнозначными для процветания национальной экономики. В своей кри­тике закона Сея Кейнс опровергает автоматичность изменения спроса вслед за изменением предложения.

На первый план в исследованиях выдвигается проблема эффектив­ного спроса и его компонентов - потребительского и инвестиционного.

Этот подход он использует в отношении к сбережениям. Его пред­шественники считали основой роста экономики бережливость. Кейнс же показал, что бережливость без предприимчивости мешает оживлению. Люди склонны потреблять все меньше по мере увеличения своего дохода, а сберегать все больше.

Отсюда следует, что для поддержания роста национального объема производства необходимо увеличение объема капиталовложений, которые используют все сбережения.

Концепция государственного регулирования Дж.М. Кейнса изложе­на в работе "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшей в 1936 г. Кейнсианская теория разработана для экономики с так называемой "жесткой зарплатой", которая не меняется в соответствии с изменением цен на конечную продукцию в условиях кризиса. Данная теория также ис­ходит из того, что совокупный спрос является абсолютно неэластичным по цене, он зависит от других факторов.

Параллельно аналогичная теория разрабатывалась представителями Стокгольмской школы в Швеции (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и др.). Пред­ставители данной концепции обосновывали необходимость государствен­ного вмешательства в экономическую жизнь и разработали ряд моделей государственного регулирования.

Основные позиции кейнсианства:

1) Рыночная экономика не обеспечивает автоматически потенциаль­ного объема производства, соответствующего полной занятости. Нацио­нальная экономика постоянно сталкивается с безработицей, инфляцией, кризисами. Причина кроется в негибкости цен и недостаточном совокуп­ном спросе.

2) Государство должно, используя бюджетно-налоговую и кредит­ную политику, воздействовать на экономические процессы, прежде всего на совокупный спрос.

Кейнсианцы разработали модель антициклического регулирования (т.н. политика управления спросом). Их последователи - неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домор) обосновали теорию экономического роста, в реали­зации которого государству отводится активная роль.

Если рассмотреть в историческом аспекте политику государственно­го вмешательства в экономику, то можно отметить, что на разных этапах доминировала та или иная концепция. С начала XX столетия и до 30-х го­дов практика регулирования экономики развитых капиталистических стран базировалась на классической доктрине.

Начиная с 30-х годов и до середины 70-х государственная экономиче­ская политика большинства стран строилась на основе кейнсианской кон­цепции. Однако со средины 70-х годов наблюдается кризис кейнсианской модели государственного регулирования, что обусловлено рядом причин:

1) Ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением мощи транснациональных монополий. В этих новых условиях прежние методы государственного регулирования, рассчитанные на относительно замкнутую экономику, оказались малоэффективными.

2) Государственное вмешательство имело свои издержки — возросли государственные расходы, связанные с регулированием, возрос бюрокра­тический государственный аппарат, усилился лоббизм, в результате чего многие решения государства принимались не в интересах общества, а от­дельных групп.

3) Полная занятость дала профсоюзам возможность требовать роста заработной платы, что стимулировало инфляцию.

4) Неудачи с национализацией в развитых странах (Франции, Англии и др.).

5) Рост доходов населения, увеличение среднего слоя и нежелание платить большие налоги для поддержания социальных программ.

6) Рост популярности теорий автоматического саморегулирования рынка.

Начиная с конца 70-х годов правительство многих стран (США, Ве­ликобритании, Японии, ФРГ и др.) взяли на вооружение принципы кон­сервативной экономической политики, которые базируются на неокласси­ческой концепции. Этот поворот означал усиление либерализма традици­онных рыночных механизмов регулирования экономики, сокращение го­сударственного вмешательства, т.е. дерегулирование, которое проявилось в сокращении административно-правовых методов вмешательства, сокра­щении налогов и уменьшении государственных расходов, резком сокра­щении предельных сроков амортизации, социальных выплат и программ, денационализации экономики.

Для такого поворота был характерен отказ от воздействия на эконо­мику через спрос, а вместо этого используются косвенные меры воздействия на предложение.

Для того чтобы рынок эффективно регулировал экономику, необхо­димо снизить налоги и инфляцию, в результате чего возможен рост сбепе жений и инвестиций. Поэтому в основе неоклассической реформы регули рования экономики лежат налоговая реформа, антиинфляционная полити ка и способствование осуществлению свободы предпринимательства

Одной из основных концепций, на которой строится консервативная экономическая политика, является монетаризм, который приписывает де­нежной массе роль определяющего фактора в формировании хозяйствен­ной конъюнктуры.

Монетаризм возник в середине 50-х годов, однако получил наибольшее развитие в 70-е годы. Его лидером является профессор Чикагского университета М. Фридмен, среди других представителей - И. Бруннер, А. Мельцер и др.

Основные положения монетаризма:

1. В его основе - количественная теория, которая доказывает причинно-следственную связь между изменением количества денег в обращении и уров­нем цен. Такую зависимость хорошо отражает уравнение обмена И. Фишера:

MV=PQ,

где М - масса денег в обращении;

V - среднее число оборотов денег в год;

Р - средние цены товаров;

Q - объем товарной массы.

При условии, что скорость оборота денег (V) постоянная, уровень цен не совершает резких скачков, изменение объема производства будет зависеть от изменения денежной массы.

Впоследствии М. Фридман модифицировал это уравнение и предло­жил следующую формулу

MV = PY,

где Y- норма (поток) реального дохода. Следовательно, реальный доход будет зависеть от массы денег.

2. Монетаризм обосновал свою теорию цикла, в которой все круп­ные колебания хозяйственной конъюнктуры (подъемы, спады) обусловле­ны предшествующими изменениями денежной массы.

3. Обосновывается необходимость государственного контроля за де­нежной массой посредством сокращения бюджетного дефицита, обеспе­чения автоматического прироста денежной массы на стабильный процент независимо от хозяйственной конъюнктуры.

Методы монетарного регулирования включают:

- сокращение бюджетного дефицита путем снижения государствен­ных расходов, роста налогов, повышения цен на продукты и услуги госу­

дарственного сектора;

- ограничение роста заработной платы;

- проведение ограничительной кредитно-денежной политики, вве­дение лимитов на эмиссию денег;

- ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями, поощрение экспорта;

- девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платежного баланса.

В 1970-е годы экономика развитых стран столкнулась с проблемой стагфляции, сочетающей рост цен при спаде производства. В этих услови­ях чисто монетарные методы регулирования не приносили успеха. Воз­никла концепция предложения, использующая разработки по "теории ра­циональных ожиданий".

Согласно концепции предложения (А. Лэффер, М. Эванс), для оздо­ровления экономики необходимо ориентироваться на предложение факто­ров производства, активизацию людей. Для стимулирования предложения предлагается снижение налогов, предоставление льгот корпорациям.

Высокие налоговые ставки, по мнению представителей этого направ­ления, сокращают объем сбережений, при этом растет склонность к потреб­лению. Поэтому необходимо сокращение налогов, это приведет к росту при­были, росту рыночной стоимости активов, что облегчит привлечение внеш­них средств. Считается необходимым снизить бюджетные ассигнования для побуждения населения к труду, сбалансированности бюджета. Делается став­ка на снижение издержек производства, что приводит к понижению инфля­ционных ожиданий людей и предприятий. Поэтому снижение инфляции осуществляется за счет снижения издержек.

В качестве мер по стимулированию предложения предлагается ис­пользовать:

- расшивку узких мест производства, в том числе и путем обучения дефицитным специальностям, созданием хорошо работающей службы за­нятости;

- создание благоприятной атмосферы для предпринимательства, ин­новационной деятельности.

Теория рациональных ожиданий, как составная часть концепции предложения, была основана Дж. Ф. Нутом в 60-е годы нынешнего столе­тия. Она исходит из того, что экономические агенты формируют свои ожидания на основе той же информации, которая имеется в распоряжении политиков. Поэтому все регулирующие мероприятия государства имеют минимальную эффективность.

Данная концепция исходит из того, что:

а) цены в макроэкономике совершенно гибки;

б) существует равенство доступности к информации у частного сек­тора и политических деятелей;

в) осуществляется бесплатнаяобработка информации.

На этой основе делается вывод о том, что экономические субъекты на основе успешной переработки информации о производственной конъюнктуре в среднем рационально оценивают будущие перспективы (ожи­дания).

Все регулирующие мероприятия государства имеют минимальную эффективность. Поэтому государству отводится только контроль за цена­ми и предложением.

Однако экономические субъекты могут принимать и неверные ре­шения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Например рост цен может быть расценен как рост спроса, тогда возрастет предложе­ние, что может нарушить равновесное состояние рынка.

Неверная оценка экономической ситуации может возникнуть в результате неожиданных правительственных решений. Поэтому правитель­ства должны отказаться от конъюнктурной политики. Ему отводится толь­ко контроль за ценами и предложением.

Переход к консервативной модели государственного регулирования не означает полного отказа от кейнсианских методов, произошел синтез старых и новых подходов при стратегической нацеленности на поддержку свободного предпринимательства.

В конце 80-х-начале 90-х годов наметился отход от чисто либераль­ных рыночных принципов макроэкономического регулирования. Причи­ной этого, по мнению известного экономиста США А. Ноува, явилось:

- господствующая мораль, так как общество сопротивляется прин­ципам индивидуальной максимизации прибыли;

- ухудшение экологии в результате роста отрицательных внешних эффектов производства;

- необходимость все большего вложения средств в инфраструктуру, особенно социальную (образование, медицину, культуру), положительные внешние эффекты которой ускоряют экономический рост.

Все это требует использования государства для решения социальных и экономических проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: