Экономические функции государства

Мы выяснили, что современное государство принимает активное уча­стие в социально-экономических процессах. Оно выполняет ряд важнейших функций, которые не может выполнить ни один иной субъект экономических отношений (например, крупная фирма, банк, общественная организация и др 1

Функции государства можно разделить на 2 группы:

Во-первых, обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы путем создания правовой базы: законодательного регулирования от­ношений между субъектами хоздеятельности, предоставления некоторых важных услуг (охрана общественного порядка, введение стандартов и др.).

Во-вторых, усиление рыночного механизма, модификация, исправ­ление их недостатков, используя меры по стабилизации и стимуляции экономического роста, контроль за безработицей, контроль за экологией, перераспределение ресурсов и др.

К первой группе относятся:

1. Обеспечение правовой базы: принятия законов и нормативных актов:

- Конституции;

- о собственности;

- о предпринимательстве;

- об условиях найма рабочей силы;

- о статусе предприятия и др., которыми определяются «правила иг­ры», т.е. экономические правила поведения хозяйствующих субъектов.

2. Защита конкуренции, создание условий для обеспечения совер­шенной конкуренции:

- поддержка частного предпринимательства;

- антимонопольная политика;

- контроль над деятельностью монополистов.

Государство выполняет фундаментальные функции также как обеспе­чение правопорядка и законности. Она создает определенную систему госу­дарственных институтов (органов, учреждений), которые принимают зако­ны, постановления, осуществляют государственное управление, наблюдают за соблюдением законности, выносят наказания тем, кто не соблюдает при­нятые законы и др. К институтам государственного управления относятся: высший законодательный орган власти - парламент, или Верховный Совет, или Национальное собрание (каждая страна имеет свой орган), Президент, Премьер-министр и Кабинет Министров, Прокуратура и др.

Деятельность государственных институтов непосредственно влияет на экономику, ибо они принимают те нормативные акты, по которым бу­дет осуществляться экономическая жизнь. Для большинства стран Вос­точной Европы в период рыночных реформ первоочередной задачей было обеспечить эффективное и полноценное функционирование рыночной системы: определить право собственности, сформировать законодательст­во о создании компаний, банкротстве, о банках, фондовых и товарных биржах и др.

В Украине за период с 1991 года начала создаваться правовая основа рыночной экономики, хотя она еще и несовершенна. Приняты законы "О соб­ственности", "О предпринимательстве", "О хозяйственных обществах", "О предприятиях", "О банкротстве" и многие другие, дающие простор новым хо­зяйственным формам (частным предприятиям, акционерным обществам, ком­мерческим банкам и др.) и рыночным отношениям.

Принятие Конституции является важнейшим актом государства в системе обеспечения регулирования всей жизни страны, в том числе и эко­номической, ибо здесь закладываются фундаментальные принципы экономических отношений: собственности, предпринимательства, труда и др. В большинстве стран Конституция отражает рыночные принципы жизнедеятельности, гарантируя право частной собственности, свободы предпринимательства, демократические свободы и др. В Конституции Ук­раины заложены такие важнейшие принципы, как:

- гарантия права частной собственности (ст. 36);

- право любого гражданина на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст. 37);

- право на свободный труд и его вознаграждение на уровне не ниже установленного законодательством минимума (ст. 38) и др.

Конституция также определяет высшие органы государственной власти и их функции. Раздел 4, 5, 6 проекта Конституции Украины опре­деляет положения и функции Национального собрания (предполагается, что оно будет Высшим законодательным органом), Президента, Кабинета Министров и других органов исполнительной власти.

Создание условий для развития конкуренции осуществляется, во-первых, путем поддержки и развития частного предпринимательства. Под­держка может быть финансовая и управленческая.

1. Финансовая - осуществляется в трех видах:

а) прямая - гарантированные займы, в частности, это характерно для поддержки производств ветеранов, инвалидов;

б) смешанная - совместное финансирование предприятия государст­вом и частным инвестором;

в) гарантированная - финансирование частным банком под гаран­тию государства.

2. Управленческая - может осуществляться:

а) добровольным обществом пенсионеров-менеджеров;

б) работающих управленцев;

в) центрами развития малого бизнеса, инкубаторами.

Услуги бизнес-инкубаторов состоят в помощи в найме помещения предоставления секретарских услуг, множительной и вычислительной техники, средств связи, организации бухгалтерского учета, налаживай деловых контактов между фирмами, консультативных услугах, реклам" организации выставок и т.д.

Во-вторых, путем проведения антимонопольной политики. В современном производстве нередко возникают предприятия-монополисты мо­нополизированы целые отрасли предприятий. Существует несколько ви­дов монополий:,

а) закрытая монополия, защищенная юридическими барьерами (патентами, лицензиями); |

б) естественная, возникшая в результате создания в капиталоемких отраслях крупных предприятий с целью обеспечения положительного эф­фекта масштаба;

в) открытая, когда фирма в силу определенных причин (например, обладания технологией) становится на некоторый период единственным производителем агропродукта. Существуют также фирмы-олигополисты, т.е. несколько (2-5) крупнейших фирм, которые господствуют в отрасли. Они также обладают монопольной властью.

Монополизация сдерживает свободную конкуренцию, что отрица­тельно сказывается на состоянии потребителей (растут цены) и экономики в целом, таккак затухает стимул к совершенствованию, внедрению ново­введений, развитию НТП. В условиях монополии общество теряет часть чистой экономической выгоды от производства.

Поэтому большинство стран проводят антимонопольную политику. Широко используется антимонопольное законодательство. Первые зако­ны, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1848 г.) и в США (1890 г.) - известный закон Шермона. Он запрещал фиксиро­вание цен, сговор о ценах, об ограничении объемов производства, моно­полизацию рынка путем слияния фирм и др.

Государство может использовать широкий арсенал средств для предот­вращения монополизма: от контроля над ценами до разукрупнения компаний, ж

Борьба с монополистической или олигополистической ситуацией на рынке предлагает использование нескольких стратегий поведения государства:

1. Создание условий для открытой экономики, доступа на внутрен­ние рынки иностранных производителей и возможность экспорта своего товара за границу.

2. Законодательство против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной деятельности.

3. Гарантии свободы выхода на рынок новым предприятиям, хотя следует отметить, что нередко государственные органы способствуют со­хранению монопольной власти либо из-за прямого лоббирования, либо из-за бюрократического аппарата.

4. Запрет на слияние компаний, если оно может привести к возник­новению монополий.

5. Разукрупнение существующих монополий, разделение их на более мелкие части. Это средство используется, если все остальные остались не­эффективными.

Иногда правительство фиксирует цены на продукции монополий, но это не всегда эффективно, так как:

а) нет надежных методик для определения статуса монополий;

б) возникает товарный дефицит;

в) стимулирует выработку волной монопольной стратегии в ценооб­разовании.

В Украине уровень монополизации производства очень высок,чтотребует от государства проведения соответствующей политики. Деятель­ность монополистов регулируется принятым в 1993 году Законом "Об ог­раничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности". Признаком монопольной власти За­кон Украины считает:

- способность предпринимателя диктовать свои условия при прода­же товара;

- способность ограничивать конкуренцию, ограничивать других производителей;

- способность устанавливать дискриминационные цены;

- способность ограничивать выпуск и поставку товаров нарынокс целью получения односторонней выгоды.

Государство берет на себя содержание сфер, которые производят общественные блага. Наиболее значимые из них: оборона, государствен­ное управление.

Страны мира тратят на поддержание своей обороноспособности 1 трил. долл. в год. Их величина определяется: степенью внутренних и внешних уг­роз, которые испытывает страна, ее военной доктриной. Большинство стран имеют неоправданно высокие расходы на оборону, которые тормозят эконо­мическое развитие, так как:

- отвлекают средства, которые бы пошли на образование, экономи­ческое обслуживание и другие цели;

- отвлекают трудовые и материальные ресурсы из сферы производи­тельного использования.

В большинстве стран удельный вес затрат на оборону и в ВНП, и в об­щих расходах правительства падает, хотя некоторые развивающиеся страны (Сирия, Индия, Заир) расходы на оборону увеличивают.

В Украине расходы на оборону в 1995 году составили 4,2 % консо­лидированного бюджета.

Государство берет на себя функции по управлению экономикой, следовательно, несет расходы. В Украине в 1995 году на содержание законодательной, исполнительной и судебной власти расходовалось 1,25% консолидированного бюджета. Государственные органы управления выполняют важнейшие функции, однако не всегда средства на их содержание используются эффективно. Возникают проблемы: бюрократизации когда аппарат госучреждений разрастается, что затрудняет их эффективную деятельность; кумовства; некомпетентности; низкого уровня ответственности. Разрастание госаппарата приводит к нехватке средств и уста­новлению сравнительно низкой заработной платы. Этот фактор, а также обладание госслужащего определенной властью, приводит к коррупции.

Одной из главных задач государства является достижение социальной справедливости, социального мира, что возможно путем выравнивания дохо­дов. Поэтому не случайно перераспределение доходов посредством налогов трансфертов, инвестиций в социальную среду в странах организации эконо­мического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет до 40 % расходов государства и 20-30 % ВНП. При этом следует отметить, что наиболее эффек­тивными путями достижения социальной справедливости являются развитие бесплатной системы образования, охраны здоровья, строительства сравни­тельно дешевого государственного жилья. Инвестиции в эти сферы, особенно образование, являются фактором экономического роста. В большинстве раз­витых стран эти расходы составляют значительную часть расходов нейтраль­ного правительства. Так, например, расходы на образование, здравоохране­ние, строительство жилья, социальную защиту и благосостояние составляли в 1989 г. (в % к общим расходам центрального правительства):

в США - 60,2 %

в Швеции - 65,6 %

в Германии - 68,4 %

в Аргентине - 52,2 %

в Турции-21,7%

в Сирии-14,4%

в Индии - 9,4 %

в Заире - 15,0 %

В слаборазвитых странах, как видим, эти расходы очень низкие, они намного меньше затрат на оборону. В этом кроется одна из причин низко­го уровня развития этих стран.

Особенно широкое распространение она получила в развивающихся странах, которые не имеют хорошо отлаженной системы контроля за дея­тельностью госаппарата.

Коррупция подрывает эффективную работу правительства, затруд­няет принятие экономически обоснованных решений. Коррупция расцве­тает тогда, когда:

- государство вводит ограничение на свободу конкуренции между отечественными производителями, или ими и иностранными фирмами;

- несовершенное законодательство и принятые законы не образуют единую увязанную систему;

- работникам госсектора платят низкую заработную плату;

- госучреждения не имеют четко обозначенных функций. Вторая группа функций государства связана с исправлением недостат­ков рыночного механизма. Осуществляется это следующими способами:

1. Перераспределение доходов и богатства, с целью обеспечения со­циальной справедливости, социального мира посредством:

- прогрессивного налогообложения;

- финансирования общественно-значимых сфер (образование, меди­цина, и др.);

- пенсий, пособий, субсидий (трансфертные платежи);

- регулирования цен.

2. Перераспределение ресурсов для производства необходимых об­ществу благ, или сокращение производства вредных, ненужных.

Эта функция связана с наличием экстерналии, т.е. побочных эффектов. Перераспределение ресурсов осуществляется:

а) законодательным путем (законы);

б) налоговым;

в) посредством субсидий, дотаций;

г) через государственные заказы;

д) посредством государственного предпринимательства в общест­венно-значимых сферах деятельности.

3. Регулирование экономики - целенаправленное воздействия государ­ства на функциональную экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определенных процессов, изменение экономических явлений или их связей, перераспределение ресурсов между отраслями. В определен­ной степени это помогает развитию отечественного производства. Однако слишком активная политика перераспределения ресурсов приводит к искрив­лениям в рыночной системе и ухудшает экономическое положение:

- растут налоги;

- растут расходы из госбюджета, увеличивается бюджетный дефицит;

- у фирм формируется иждивенческое настроение, снижается сти­мул к конкурентной борьбе.

Главная задача государства - создание стабильной макроэкономиче­ской основы, как важнейшего общественного товара, который может быть создан правительством и без которого трудно достичь социально-экономического процветания страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: