Модель управления качеством А. Фейгенбаума

Тема 4. Эволюция систем управления качеством

Развитие систем управления качеством включает несколько этапов.

Первый этап – акцент на техническом контроле конечного продукта.

С. Кольт – идея стандартного качества.

Г. Форд – создал независимую службу контроля.

Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер – научная, классическая школы менеджмента, системный подход.

Итог первого этапа развития систем управления качеством может характеризоваться моделью Фейгенбаума.

Первый уровень (подготовка к проектированию)

  1. выбор методов контроля качества
  2. оценка качества продукции различных поставщиков
  3. разработка планов приема материалов и оборудования
  4. контроль измерительных приборов
  5. предварительная оптимизация на качество
  6. Второй уровень (проектирование системы обеспечения качества)
  7. планирование системы обеспечения качества
  8. испытание прототипов изделий, определение уровня их надежности
  9. оценка эффективности различных методов контроля
  10. анализ стоимости затрат на обеспечение качества
  11. Третий уровень (этап активизации системы)
  12. разработка технологии контроля качества
  13. обратная связь и контроль качества
  14. разработка системы информации о качестве продукции
  15. Четвертый уровень (этап реализации системы по стадиям)
  16. контроль новых проектов
  17. входной контроль материалов и комплектующих проектов
  18. контроль качества производственных процессов
  19. анализ и улучшение производственных процессов
  20. Пятый уровень (конечный)
  21. комплексный контроль качества

Как видно из рассмотренной модели, ее итогом на первом этапе явился тотальный контроль качества.

Основу концепции обеспечения качества первого этапа можно сформулировать так:

  • потребитель должен получать только годные изделия;
  • основные усилия должны быть направлены на итоговый контроль качества.

Проблема «Стоимость – эффективность» в управлении качеством

Воплощение в жизнь этой концепции привело к резкому возрастанию затрат на контроль качества (в высокотехнологичных отраслях численность контролеров составила 30 – 40% от численности производственных рабочих), т.е. в рамках этой концепции повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение. Иначе говоря, цели повышения эффективности производства и повышения качества изделий вступили в противоречие (смотри рисунок).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow