Сеньориальной власти

Процесс феодализации начался у франков в VII в., когда превращение земельных наделов свободных общинников в их частную собственность сделало возможным отчуждение этих аллодов.

Документальные и законодательные источники позволяют выявить: какие причины вынуждали крестьян вступать в поземельные сделки, которые приводили к потере права собственности на землю и превращение аллода в тягловое держание; почему и как свободный франк попадал в кабалу, какова роль прямого насилия в этом процессе. Источники позволяют проследить, как происходит формирование феодального землевладения, выяснить роль иммунитета и бенефициальной реформы в упрочении феодализма. Документальные источники представлены грамотами, формулами, картуляриями. Законодательные – дипломами и капитуляриями франкских королей.

Грамоты — это записи, регистрирующие определенные сделки: прекарные, дарственные, залоговые, купли-продажи земли, кабальные, коммендационные, пожалования королями земель и привилегий и пр. Дошли они до нас в основном в копиях. Самые ранние датированы VI—VII вв., в VIII—IX вв. их количество резко возрастает.

Формулы — образцы грамот, которые заготовлялись в канцеляриях, что свидетельствовало о массовом характере заключения в VIII—IX вв. различных сделок. При оформлении сделки подбирали подходящую на этот случай формулу и за­полняли ее конкретными данными (имена, даты, объект и ус­ловия сделки). В результате получалась грамота, которая после ее подписания вступала в силу. Формулы являются ценным источником, так как отражают типичные явления. Сохранилось несколько сборников формул, которые различались по месту составления или имени издателя. Наиболее известны формулы из сборника Маркульфа (составлен ок. 700 г. монахом Маркульфом в Северной Галлии, дополнен и переработан в конце VIII в.); из сборника салических формул Маркелиана (составлен ок. 770 г., дополнен при Людовике Благочестивом);

из сборника имперских формул (ок. 830 г.) и т. д.

Картулярии — сборники грамот, их копий, формул. Самый ранний из них от VII в. — Вестготский. В VII—IX вв. составлены картулярии монастырей: Клюнийского (начало IX в.), Сен-Галленского (вторая половина IX в.), а также кар­тулярии крупнейших аббатств: Санского, Сен-Бертенского, Фульдского и пр. Если в меровингский период круг их действия — это в основном Галлия, то к середине IX в. картулярии применяются почти по всей территории империи.

Капитулярии (от лат. "capitulum") — так стали с 770 г. называться указы и постановления франкских королей (при Меровингах издавались эдикты, декреты, предписания). Такой же вид (деление текста на главы) имели инструкции государевым посланцам, по управлению королевскими поме­стьями и т. д. Больше всего их издал Карл Великий (в 776—790, 803, 805, 810—811 гг.), от его правления сохранилось 80 ка­питуляриев, посвященных светским и церковным делам, го­сударственному управлению.

При изучении прекарных и залоговых грамот можно определить формы, в которые вылился процесс утраты крестьянских прав на землю и роста крупной земельной соб­ственности. Самого большого внимания требует анализ пре­карных сделок. Поскольку прекарии (от лат. "preces" — прось­ба) — двусторонняя сделка, грамоты назывались либо прекарными, если они составлены от имени лица, просящего пре­доставить ему прекарии, либо престарными, составленными от имени земельного собственника, передающего прекарии. Прекарные и престарные грамоты позволяют определить виды прекария, которые обозначаются, как "данный", "возвращенный" или "с вознаграждением", выявить причины заключения того или иного вида прекария, узнать, на каких условиях и на какой срок передаётся земля, каково положение наслед­ников прекариста, к чему приводит заключение прекарной сделки. При анализе грамоты о залоге земли выясняются при­чины, характер и последствия подобных сделок. Наконец, имеются грамоты о передаче всего имущества какому-. либо могущественному лицу. Они позволяют уяснить, какие об­стоятельства толкали на это крестьян.

При анализе кабальных грамот можно выявить причины заключения подобных сделок, в чем состоят права владельца, закабалившего себя человека и бесправие последнего, наконец, на каких условиях кабала становится наследственной.

Данные источники выявляют методы и приемы, которыми поль­зовались крупные церковные и светские собственники при втягивании крестьян в зависимость; подчас имело место прямое насилие в процессе вовлечения свободных общинников в систему феодальной эксплуатации. Собственные фискальные интересы побуждали Каролингов пытаться ог­радить бедняков от насилия и вымогательств, но эти попытки были мало эффективны.

Аграрный переворот, происходивший у франков в VII-IX вв., завершился созданием организации для извлечения феодальной земельной ренты – феодального поместья. Источники позволяют исследовать поместье в раннюю пору его существования.

Полиптик («многолистная книга», греч.) Сен-Жерменского аббатства - опись владений монастыря Св.Германа (около Парижа), составленная в начале IX в. «Капитулярий о поместьях» - инструкция Карла Великого для управляющих королевскими поместьями, изданная около 800 г. и предписывавшая, как должно было организовывать хозяйство. «О названиях, признаках, культурах и климатических свойствах двенадцати месяцев» - поэма Вандальберта, монаха одного из прирейнских монастырей (ок.813-850 гг.). Трактат об управлении вотчиной. Записан в начале XI в. в Уэссексе или в южной Мерсии, т.е. в области наибольшего развития феодальных отношений в Англии. Автор неизвестен, судя по его осведомлённости, он был управляющим либо собственником вотчины.

Эти источники дают возможность изучить – 1) хозяйственную основу раннефеодального поместья: состояние зернового хозяйства, животноводства, виноградарства, садоводства, огородничества; развитие ремесла; участие поместья в рыночном обмене; 2) социальный состав поместного населения: различные категории поместного крестьянства, их обеспеченность землёй, имущественное состояние, о прямой зависимости размера крестьянского надела и повинностей.

Источники позволяют выявить соотношения между формами феодальной земельной ренты в раннем поместье и характером повинностей с держаний различного статуса. «Капитулярий» и «Трактат об управлении вотчиной» дают возможность выяснить структуру поместной администрации, её функции и роль в поместье.

Всё это в целом позволяет получить представление о поместье как главной форме социальной организации жизни в раннее средневековье.

Вопросы эволюции аграрных отношений в средние века и особенностей феодальной собственности были центральными в отечественной медиевистике XX столетия.

Работы Н.П.Грацианского по социально-экономической истории раннего средневековья – «К критике “Capitulare de villis”, «Крепостное крестьянство на поместьях Св.Германа в начале IX столетия (по данным Полиптика аббата Ирминона)» дают представление о ходе процесса феодализации в Западной Европе до X века и об отдельных сторонах этого процесса: о расслоение в среде свободных общинников, о различных формах личного и поземельного закрепощения крестьян (кабала и насильственное лишение свободы, утеря аллодов, коммендация и патронат), об отпусках рабов на волю с последующим превращением их в зависимых держателей, о складывании господствующего класса, о росте крупного землевладения и о развитии связанных с этим феодальных институтов (прекария, бенефиция и иммунитета), о структуре королевской и церковной вотчины времён Каролингов, о политике королевской власти по отношению к крестьянству и разным слоям феодалов.

Н.П.Грацианский вступил в острую полемику с австрийским историком Альфонсом Допшем (1868-1953). Последний в своей работе «Хозяйственное развитие каролингской эпохи» выступил решительным противником господствующего мнения об исключительной хозяйственной и социальной роли в этот период крупного поместья вообще, королевского и церковного поместья в частности. Несостоятельность подобного мнения Н.П.Грацианский доказал в специальной работе «Traditiones [земельные дарения] Каролингской эпохи в освещении Допша».

Фундаментальными по данной проблематике являются работы А.И.Неусыхина и в первую очередь его монография, переведённая на многие европейские языки «Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе VI-VIII веков». В ней представлено систематическое изучение процесса развития общины и начального этапа возникновения зависимого крестьянства у салических франков, саксов, лангобардов, бургундов, баваров.

Книга С.Д.Сказкина «Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века» посвящена основной проблеме первого периода истории средневековья – становлению системы феодальных производственных отношений, возникновению крестьянства как класса феодального общества. В частности, рассматриваются формы установления зависимости аллодистов от крупных землевладельцев: прекарий и его виды, бенефиций, иммунитет; средневековая вотчина и её структура, её хозяйственное значение; вотчина – как крупное хозяйство, основанное на мелком производстве; крестьянская зависимость в средние века и её различные формы (личная поземельная и судебно-административная); сложность отношений зависимых крестьян и господствующего класса.; феодальная земельная собственность и значение внеэкономического принуждения.

Вассально-ленные отношения.

После распада Каролингской империи начался длительный период феодальной раздробленности. Ослабление королевской власти, соперничество магнатов, междоусобицы и политические конфликты привели к усилению частной власти и децентрализации управления. Регальные права (право объявлять войну, издавать законы, чеканить монету, вершить суд) принадлежали правителям крупных областей - герцогам и графам.

В IX- Х в. грозную опасность представляли завоевательные походы датчан, норманнов, сарацин и венгров. Защита собственной безопасности требовала консолидации феодалов, формирования иерархической структуры феодального общества. В обстановке постоянной военной угрозы произошло окончательное размежевание социальных функций, отделение военной и административной от производственной. Массы народа, занятые сельскохозяйственным трудом, превратились в феодально-зависимое население, профессиональные воины, различаясь по степени знатности и благородства, составляли средневековое рыцарство. Материальные потребности их удовлетворялись доходом с земельного владения, т.е. крестьянскими повинностями. Политический вес и влияние зависели от величины поместий и от числа воинов, привлеченных на службу.

Земля была главным богатством, которым вознаграждали за рыцарские услуги. В IX в. лен был приравнен к феоду, наследственному владению землей, а каждый свободный должен был иметь своего покровителя, сеньора (сюзерена). В Х в. сложилась система иерархической зависимости вассала, обязанного службой, от своего сеньора. Высшую ступень этой иерархии занимали короли, их вассалами считались территориальные князья (герцоги, графы, маркграфы), они в свою очередь были сеньорами своих вассалов, баронов, последние являлись сеньорами мелких рыцарей. В некоторых странах бароны стояли на высшей ступени этой иерархической лестницы будучи сами вассалами короля (как например, в Англии).

Все сеньоры и их вассалы были владельцами феодов (или ленов), это было «благородное», наследственное владение землей, связанное главным образом с несением военной службы или выполнением какой-либо гражданской обязанности, поэтому такое владение считалось зависимым владением, обусловленным вассальной зависимостью от вышестоящего сеньора.

Верховньм сюзереном являлся король или император, эта фигура венчала феодальную лестницу иерархии феодалов. Ему были подчинены крупные князья, его вассалы, владевшие большими территориями. Зависимость оказывалась чисто формальной, юридической и на практике не соблюдалась. Характерен известный диалог между французским королем Гуго Капетом и графом. Гуго Капет спрашивает графа, претендуя на подчинение: «Кто тебя поставил графом?» и слышит в ответ: «А тебя кто поставил королем?». Более мелкие феодалы — бароны, хотя и являлись вассалами князей, но фактически тоже вели себя независимо. Феодальная иерархия идет ниже, до так называемых однощитных рыцарей. Эти рыцари были вассалами какого-нибудь сеньора, но сами уже не могли иметь вассалов, их земельные владения были настолько ничтожны, что из них нельзя было выделить лены.

Центром рыцарской жизни стал замок, жилище феодала, надежное убежище от неприятеля, средство обороны, защиты от врагов и средство нападения.

Звание рыцаря давали достойным представителям знати (в церемонии оммажа телесный контакт символизировал породнение). Рыцарское звание надо было заслужить военными подвигами и верной службой своему сюзерену.

Вассально-ленные отношения имели правовую основу. Церемония принятия в вассальную зависимость называлась оммажем. Оммаж сопровождался клятвой верности со стороны вассала по отношению к сеньору («фуа»). В результате оммажа и фуа вассал получал от сеньора феод, церемония передачи феода носила название «инвеститура». Феодом могла быть или земля, или движимое имущество, или доходная статья.

Вассалы принимали на себя следующие обязательства: ничего ни говорить, ни делать во вред сеньору, быть заложником сеньора при соответствующих военных обстоятельствах, идти на войну по требованию сеньора, участвовать в суде сеньора в мирное время, оказывать денежную помощь в определенных случаях.

И сеньоров, и их вассалов, несмотря на различие их положения в иерархии, объединяло благородство происхождения, единая рыцарская мораль и этика. Рыцарство становится ярким феноменом средневековья. История представила рыцаря в нескольких образах: рыцарь-воин, странствующий рыцарь в поисках Грааля, куртуазный рыцарь-трубадур, крестоносец.

Символом рыцарства становится меч. Христианская церковь передала королевскому мечу функцию защиты веры и Церкви, справедливости и охраны вдов, сирот, всех слабых и обездоленных. Такие же функции король возлагает на своих вассалов, ибо меч считался символом этих функций. Меч и Крест объединяют свои усилия в защите христианского мира. История рыцарства становится историей союза идеалов Креста и меча. Церковная концепция рыцарства способствовала возрастанию рыцарского самосознания. В рыцарских романах, в средневековых «Зерцалах» создан образ идеального рыцаря. Рыцарский этос[характер] включал героическое проявление таких качеств, как благочестие, верность сеньору, справедливость, милость и щедрость к низшим, борьба с несправедливостью, поиск подвига, отвага, сила, куртуазность. Действительность оказывалась зачастую прямо противоположной идеалу, но тем привлекательнее оставался этот идеал, и он служил образцом для воспитания христианской духовной культуры.

Обряд посвящения, рыцарские права и обязанности, рыцарские турниры, церемония лишения рыцарского звания, нравы и обычаи рыцарских времен, события крестовых походов, деятельность духовно-рыцарских орденов нашли отражение в средневековых хрониках и литературе Х- XIV в. Это одна из ярких страниц истории средневековья. Одна из восьми заповедей епископа Камбре (1330) подчеркивает величие рыцарского духа: верность себе и своей клятве. Она выражена бессмертным девизом: «Моя душа принадлежит Богу, жизнь - королю, а честь – мне!».

Правовая сторона вассально-сеньориальных отношений на­шла достаточно полное отражение в целом ряде юридических источников. Среди них — «Книга Жана Ибелина», кипрского юриста XII в., собравшего в своем трактате материалы обычно­го феодального права, действовавшего в основанном европей­скими рыцарями на Востоке Иерусалимском королевстве. Сход­ный характер носит «Книга феодов», утвержденная в 1037 г. германским императором Конрадом II. Во многом с ней перекликаются Ронкальские постановления германского императора Фридриха I Бар­бароссы, принятые в 1154 г. Во всех этих источниках содержатся сведения о правах и обязанностях сеньоров и вассалов, в том числе — в отношении феодов, а также о природе самих феодов.

Еще два юридических источника — «Саксонское зерцало», составленное между 1221—1235 гг., и «Привилегии князьям» (1232 г.), данные императором Фридрихом II, проливают свет на иерархию внутри господствующего класса и содержат мате­риал об отношениях между императором и феодальной верхуш­кой общества.

Статут графа Раймунда Беренгария (1235 г.) раскрывает по­нятия «помощь» и «талья», которыми вассалы были обязаны сеньорам.

Фактическую сторону взаимоотношений между сеньорами и их вассалами помогают выявить церковные документы XII в. — прежде всего церкви Нотр-Дам (Париж) и церкви св. Петра (Шартр), а также относящиеся к XII—XIII вв. грамоты, офор­мляющие вассально-сеньориальные связи.

Такие сочинения, как «Романа о Лисе», «Песнь о Ролан­де», стихи (сирвентес) южно-французского поэта-рыцаря Берт­рана де Борна (ум. в 1210 г.), «Жизнеописания Людовика Толстого» аббата Сугерия (начало XII в.), француз­ская хроника монаха Ламберта начала XIII в., а также описа­ние в английской хронике рыцарского праздника начала XIV в. позволяют выявить разные стороны рыцарского быта и отноше­ние дворянства к другим сословиям.

В отечественной историографии данная проблематика представлена пока не очень полно, если не сказать – скудно. Больше известно об идеальных рыцарях средневековых романов, чем о реальных сеньорах и вассалах, взаимоотношениях между ними.

По данной проблематике нет отдельных монографических исследований. Но можно отметить статьи, рассматривающие региональные особенности становления и развития вассально-ленных отношений: Писарев Ю.И. «Место служилого рыцарства в социально-политической жизни Англии XIV в.», М., 1973, Корсунский А.Р. в книге «История Испании IX-XIII веков» М., 1976 г. в главе «Знать в XI-XIII вв.» рассматривает особенности испанского вассалитета. В 4хтомном издании АН «Город в средневековой цивилизации Западной Европы» примечателен очерк Цатуровой С.К. «Замок и город» (Т.1, М., 1999). В частности, рассматривая роль замка сеньора в возникновении города, автор отмечает: на Севере Франции рождение городов впрямую связано с политикой сеньоров. Наиболее характерны для этого региона так называемые «замковые» города, когда собственно замок становился городом, включая в свои укрепления пришлое ремесленно-торговое население. В статье отчасти затронуты вопросы повседневной жизни сеньора и его вассалов. Книга Носова К.С. «Рыцарские турниры» (М., 2002) посвящена истории развития, организации и правилам проведения турниров, рассматриваются различные типы турнирных схваток, приводятся сведения об основах геральдики – этого мало освещённого в отечественной литературе искусства составления гербов.

Нельзя пройти мимо работы Марка Блока «Феодальное общество». До настоящего времени эта фундаментальная работа в 2х томах, написанная в 30е годы прошлого столетия (?), была знакома в основном по множественным ссылкам из других исторических работ. Первая полная публикация 2003 г. восполняет этот пробел. Книга известного французского исследователя представляет концептуальный взгляд на исторические процессы, эволюцию сословий, анализ развития и структуры отношений собственности, истории права. Специальный раздел «Вассалитет и феод» рассматривает вопросы эволюции отношений личной зависимости, формирование классического вассалитета. Несмотря на разницу в богатстве и авторитете между сеньором и вассалом, оба они были людьми одного круга, из любых слоёв общества вассалов не набирали. Вассалитет был формой зависимости среди высших классов, отличительным занятием которых было военное искусство и управление. Вассал по отношению к господину и господин по отношению к вассалу на протяжении долгого времени являлись как бы дополнительными родственниками, по доброй воле принявшими на себя обязанности и права близких по крови. Первые вассалы жили дружиной вместе со своим сеньором. Основой для верности были личные отношения, а служба носила характер товарищества. Со временем среди всё увеличивающихся беспорядков короли и сильные мира сего надеялись обрести в этих отношениях опору своего пошатнувшегося могущества, а слабые найти покровительство и защиту. Зависимость человека от человека вскоре стала производной от зависимости, в которой находились между собой земли. Наследование феода вместо того, чтобы крепче связать между собой род вассала и род сеньора, наоборот, ослабило эту связь, укрепив привязанность человека к земле: наследник приносил сеньору оммаж только для того, чтобы не расстаться с феодом. А когда в феодальные отношения проникла практика купли-продажи, то торговля землёй породила весьма нелепые ситуации: могущественный сеньор, приобретая землю какого-нибудь мелкого дворянина, был вынужден принести ему оммаж и стать его вассалом «руками и устами». Но мог ли богатый граф всерьёз отнестись к ритуалу, подчиниться которому его вынуждала только традиция, и стать слугой безвестного дворянчика? Отношения сеньора и вассала ослабляла и множественность данных оммажей, попытка укрепить их, введя «абсолютный оммаж», ни к чему не привела: вассальные связи окончательно превратились в формальность.

Книга преподавателя флорентийского университета Франко Кардини «Истоки средневекового рыцарства», появившись впервые в 1981 г., она вызвала большой интерес и уже через несколько месяцев вышла вторым изданием. Её автор и раньше занимался историей рыцарства, особенно крестовыми походами, опубликовал по этим вопросам ряд статей, его также интересовала история духовной культуры средневековья, особенно менталитета, социальной психологии и мироощущения той эпохи. Кардини одержим страстным желанием докопаться до самых глубинных корней исторических явлений. Показать, что история есть великая и неразрывная связь времён и поколений. Сочинение Кардини заведомо дискуссионно. Хронологический охват исследования от Х в. до н.э. до Х в. н.э.! А его географический ареал – от Китая до Пиренеев. Кардини показывает, что рыцарство в пору своего рассвета очень далеко отстоит от своих истоков, но тем не менее питается ими. И эти истоки постепенно набирающие силу и трансформирующиеся, и есть живые артерии истории. Рассечь их - значит представить не подлинно историческое явление как сложнейший организм, а его омертвевшее подобие, лишь напоминающее оригинал. Эта главная идея книги была правильно понята многими выдными зарубежными историками, что неоднократно высказывалось в ходе довольно широкой научной дискуссии, развернувшейся в 1983 г. Кардини справедливо упрекали в отсутствии столь необходимой историку осторожности, в чрезмерном стремлении к обобщениям, наконец, в не всегда оправданной ломке привычных представлений, в увлечении влиянием Востока. Автор исходит из понимания рыцарства как особого социального и юридического явления и как определённой культурной реальности, типа мировосприятия и мироощущения. Христианизация варваров, по мнению Кардини, стала важнейшим явлением в средневековой европейской истории. В книге довольно подробно освещается путь к христианству таких германских народов, как вестготы, остготы, франки и др. Автор не просто описывает ход событий, но пытается доказать, что к новой вере германцы приходили через своеобразное совмещение образов своих богов с образом Христа, языческих представлений – с комплексом понятий и чувствований, присущих христианской религии. Процесс «совмещения ценностей» шёл в течение всего раннего средневековья, и, лишь когда он был завершён, пришло время подлинного зарождения средневекового рыцарства. Однако элементы военной морали германцев, их религиозных представлений прочно вошли в этос (характер) европейского рыцарства. На русском языке книга вышла в 2000 г.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА,

ЦЕХОВЫЕ УСТАВЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: