Мелкий распыл, хорошее перемешивание с окислителем и надежная стабилизация горения — вот три условия, обеспечивающие быстрое и экономичное сжигание жидкого топлива.
Для распиливания жидкого топлива и жидких отходов производства применяют механические, пневматические и ротационные форсунки. В механических жидкость под высоким избыточным давлением (от 1 МПа в топках до многих десятков мегапаскалей в дизелях) продавливается сквозь небольшие отверстия, иногда предварительно интенсивно закручиваясь в центробежном за-вихрителе, вытекает из отверстий с большой скоростью и распадается на мелкие капли. В форсунке, наиболее распространенной в топках (рис. 27, а ), мазут через цилиндрические сверления в шайбе 3 поступает в кольцевую выточку в этой же шайбе, из нее в фигурные вырезы в диске 2, по ним движется к оси форсунки, одновременно закручиваясь, и выходит через одно центральное отверстие в шайбе 1.
а б
в
Рис. 27. Виды форсунок: а — механическая; б — пневматическая; в — ротационная; М –мазут, В - воздух.
|
|
Перед механической форсункой топливо должно быть очищено от механических примесей, иначе отверстия форсунки будут забиты. В условиях, когда трудно обеспечить надежную очистку, применяют пневматические форсунки, в которых топливо (обычно мазут) распиливается струей воздуха (реже — пара). Первую совершенную форсунку такого типа создал в 1877 г. выдающийся инженер В. Г. Шухов (в то время он был студентом 3-го курса). Она применяется до сих пор, хотя впоследствии были созданы более совершенные конструкции, основанные на этом же принципе. Одна из них представлена на рис. 20, б. Воздух или пар высокого давления (обычно 0,4—0,8 МПа), вытекая из сопла со сверхзвуковой скоростью, подхватывает и интенсивно распыливает струйки предварительно подогретого до 100— 140 °С мазута, подаваемого примерно под таким же, как и распыливающий агент, давлением, и выбрасывает образующийся туман в топку. Расход распыливающего агента составляет 0,5—1 кг на 1 кг мазута.
Форсунку устанавливают в горелке, через которую подается закрученный в завихрителе воздух. Конструкции горелок отличаются большим разнообразием. Основным элементом ротационной форсунки (рис. 27, в) является тщательно отполированный изнутри распыливающий стакан 2 диаметром 150— 200мм, вращающийся на полом валу 3 с частотой 5000—7000 об/мин. Топливо (подогретый мазут) по трубке 1, проходящей внутри вала, подается на внутреннюю поверхность стакана, распределяется по ней тонким слоем и разбрызгивается, стекая с края стакана под действием центробежной силы. Попадая в поток воздуха, проходящего через лопаточный завихритель, пленка топлива распадается на мельчайшие капли, выносится в топочный объем и там воспламеняется. Вал со стаканом вращается в подшипниках от электродвигателя. Иногда на этом же валу располагают и вентилятор для нагнетания воздуха.
|
|
Ротационные форсунки сложнее в эксплуатации, чем механические и пневматические, но обладают по сравнению с ними большим преимуществом: хорошо распыливают топливо в широком диапазоне изменения нагрузки — от 100 до 10 %. Кроме того, они не требуют тонкой очистки жидкого топлива от примесей (так как не имеют отверстий малых сечений) и работают при низком его давлении.
Жидкое топливо сжигают в камерных топках, конструкции которых практически не отличаются от топок для газа. Мазут труднее сжигать, чем высококалорийный газ, поэтому теплонапряжение топочного объема qv для мазутных топок принимают обычно не более 300 кВт/м3, выбирают αв = 1,1 ÷1,35, при этом qхим =1÷3 %. Лучшие показатели горения мазута достигаются в топках крупных паровых котлов, худшие — в небольших печах.
Топки, работающие на мазуте, чрезвычайно чувствительны к попаданию в него воды. Она не перемешивается с мазутом, и если достаточно большая ее порция попадает в форсунку, то факел погаснет, что может вызвать взрыв в топке, когда через форсунку снова пойдет мазут. В то же время жидкие отходы нефтепереработки, содержащие даже 50 % воды, имеют еще достаточно большую теплоту сгорания. Для их утилизации (сжигания) водомазутную смесь предварительно превращают в тонкую суспензию, которая сжигается, как любое жидкое топливо.
Сжигание других жидких материалов и горючих жидких отходов различных производств (серы, смолы и т. д.) организуют примерно так же, как и мазута, но обычно с меньшим теплонапряжением объема qv.
В топочной технике широко применяют комбинированные горелки, позволяющие попеременно или одновременно сжигать различные топлива. Например, для котлов, работающих на газе, обязательно предусматривают запас резервного топлива — чаще всего мазута, а в их топках устанавливают газомазутные горелки, представляющие собой газовые горелки со встроенными мазутными форсунками.