Экологические обязанности граждан при недропользовании

Экологические обязанности граждан при осуществлении ими лесопользования.

Экологические обязанности граждан при водопользовании.

По Водному кодексу РФ граждане-водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

- рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии и договоры пользования водным объектом;

- не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

- не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

- соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

- осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садоводческих участках в соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных по лесах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.96 (95), должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

Согласно Лесному кодексу РФ они обязаны:

- соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;

- не допускать нанесения вредаздоровью граждан, окружающей природной среде;

- вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

- производить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;

- осуществлять лесовосстановительные мероприятия и на условиях, которые указаны в соответствующих договорах; лесорубочном билете, ордере, лесном билетеза свой счет;

- за свой счет производить лесовосстановительные мероприятия на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожена или погибла древесно-кустарниковая растительность;

Согласно Федеральному закону «О недрах » пользователь недр обязан обеспечить:

- соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, зеленых, лесов, вод от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, непригодное для их пользования.

К пользователям недр также предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности.

Кроме того, согласно Положению о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства от 02.02.98 г. № 132, пользователи недр обязаны создавать государственным инспекторам по экологическому контролю, осуществляющим проверку, необходимые условий для работы, предоставлять геологическую и прочую документацию, предоставлять объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов государственного геологического контроля.

Экологические обязанности пользователей животным миром.

Федеральным Законом «О животном мире» для пользователей животным миром установлены следующие обязанности: осуществлять. только указанные в лицензии виды пользования животным миром. соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром; применять при пользовании животным миром способы не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов жирного мира; применять при пользовании животным миром гуманные способы; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, и другие.

Лица, ведущие промысел, на основании вышеупомянутого закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» обязаны:

соблюдать установленные правила и лимиты вылова живых ресурсов и выполнять условия лицензии на промысел; не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов; не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима; обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц органов охраны.

Иные экологические обязанности граждан. К ним можно отнести:

а) обязанности граждан, осуществляющих архитектурную деятельность, закрепленные в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.95 I № 169-ФЗ (32), согласно которому они должны соблюдать экологические нормы и правила;

б) обязанности граждан в области охраны атмосферного во:

духа, отраженные в Законе «Об охране атмосферного воздуха» от 14.07.82 г. (2), где сказано, что они обязаны соблюдать требования установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, и" дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах, а также соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста. минеральных удобрений и других препаратов, с тем чтобы не допускать загрязнения ими атмосферного воздуха;

в) обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности, содержащиеся в Федеральном Законе «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 г. (37), в соответствии с которым они обязаны: соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности; проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

г) обязанности граждан в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, зафиксированные в Федеральном Законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера» от 21.12.94г. (22), согласно к которому обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Невыполнение определенных экологических обязанностей может быть квалифицировано как экологический проступок с дисциплинарной ответственностью виновных в его совершении, либо как алогичное правонарушение - с административной ответственностью, либо экологическое преступление - с уголовной ответственностью.

В Особенной части экологического права более детально рассматриваются как само содержание экологических обязанностей граждан в зависимости от вида природопользования, так и меры по обеспечению их выполнения.

Экологические права граждан. Выполнение экологических обязанностей тесно связано с осуществлением широкого круга экологических прав граждан. Как и обязанности, экологические права подразделяются: общие и специальные. Общие права распространяются на все виды природопользования, а специальные - на его отдельные виды, в зависимости от конкретного природного объекта.

В самом общем виде экологические права граждан закреплены в Конституции РФ, которая впервые в России провозгласила,что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»ст. 42.

Фактически Конституция РФ четко обозначилатри основных блока общих экологических прав граждан: право на благоприятную окружающую среду; право на экологическую информацию и право на возмещение ущерба.

Все эти права достаточно подробно изложены в том же экологическом законодательстве, в котором рассматриваются и экологические обязанности.

Статья 11 регламентирует полномочия граждан в области охраны окружающей среды, из которыхк первому блоку следует отнести следующие экологические права граждан:

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

При этом граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

Исключительно важное значение, имеет второй блок общих экологических прав граждан. Право на экологическую информацию, под которой понимается любая информация о состоянии вод, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и природных зон и о деятельности или мерах, которые оказывают неблагоприятное воздействие или могут оказывать такое воздействие на них.

Вообще право на информацию во всем мире является одним из основополагающих прав личности. Это право закреплено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН еще 10 декабря 1948 года. Долгие годы в нашей стране практически любая экологическая информация была недоступной для человека. Власти оставляли право владения этой информацией за собой.

В настоящее время право гражданина на получение информации, том числе и экологической, законодательно достаточно хорошо запрещено и, прежде всего самой Конституцией РФ. Так, ст. 29 гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, произносить и распространять информацию любым законным способом. Часть 2 статьи 24 обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. А ст. 41 предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. К другим нормативным правовым актам, которые имеют отношение к праву на экологическую информацию, следует отнести:

а) Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую 22 ноября 1991 г., которая во многом подтверждает гарантии прав человека, закреплена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в Конституции I, а также конкретизирует способы реализации прав личности;

б) Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан информацию» от 31.12.93 г., согласно которому деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости;

в) Закон РФ «Об информации, информатизации защите информации» от 25.01.95 г. (согласно которому, запрещено экологическую информацию относить к сведениям с ограниченным доступом);

г) Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.93 г. в соответствии, с которым не подлежат засекречиванию сведения о состоянии окружающей среды, чрезвычайных происшествиях и катастрофах, безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

д.) Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 г. (ст. 5 которого предусматривает право граждан на получение экологической информации);

е.) Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г., в котором содержится ст. 19 «Права граждан и общественных организаций (объединений) И области экологической экспертизы». В соответствии с ней граждане имеют право получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения.

Законодательство о праве граждан на экологическую информацию находит свое дальнейшее развитие. На Конференции министров окружающей среды Европы в Софии и 1995 году были одобрены руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды. Основной смысл этого документа заключается в том, что он признает доступ к экологической информации как естественное право каждого.

Третий блок общих экологических прав - право на возмещение, причиненного экологическим правонарушением, составляют нормы, содержащиеся не только в экологическом законодательстве, но и в других отраслях российского законодательства. Всего эти права отражены в Законе «Об охране окружающей среды», где в ст. 11 сказано, что граждане имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Порядок возмещения такого вреда регулируется разделом 14 иго же закона, который так и называется «Возмещение вреда, причинного экологическим правонарушением». Поскольку это относится к формам реализации данного экологического права, он излагается в другой теме лекции.

Специальные экологические права, как и специальные обязанности, отражены в отраслевом экологическом законодательстве, регулирующих отношения, возникающие в процессе пользования отдельными видами природных объектов.

Так, граждане-собственники земельных участков по действующему земельному законодательству имеют следующие экологические права: использовать в установленном порядке для хозяйственных нужд имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, (торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; проводить оросительные, осушительные, культурно-технические) и другие мелиоративные работы. Строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков; участвовать в решении вопрос мелиорации их земель.

При осуществлении лесопользования граждане имеют следующие права:

- бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;

- собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, и другие лесные пищевые продукты, лекарственные растения, а также техническое сырье;

- участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться;

- получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;

- возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом;

- иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ.

При использовании водных объектов граждане-водопользователи имеют следующие экологические права: получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности; осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ.

Граждане-пользователи животным миром имеют следующие экологические права: пользоваться объектами животного мира, пре доставленными в пользование; пользоваться без разрешения объекта ми животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории, если они содержатся в полувольных условиях; оказывать воздействие на среду обитания объектов животного мира, улучшающее состояние их; предъявлять иски за ущерб, причиненный им не правомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания их, за необоснованное ограничение права на пользование животным миром и другие.

Граждане-пользователи недр имеют право: использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств и границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией, и другие.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

- за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу и др.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: