Социальные роли журналистики

ЛЕКЦИЯ 5

Классификацию социальных обязанностей (обязательств) прессы, которые она выполняет в соответствии с общественными ожиданиями, дает профессор факультета журналистики СПбГУ С.Г.Корконосенко, заимствуя понятие социальных ролей из социологии. Многообразная структура социальных ролей журналистики объясняется универсальностью прессы, ее проникновением во все области социальной жизни. Ролевая характеристика дается в зависимости от особенностей каждой из этих областей – социетальных систем – экономической, политической, духовно-идеологической, социальной. На журналистику, участвующую в процессах, идущих каждой из в названных сфер, распространяются закономерности, управляющие деятельностью элементов каждой социетальной системы. Например, в экономической области СМИ участвуют в товарно-денежном обмене, а в области политики – вступают в отношения с государством, гражданами, политическими партиями.

Социальные роли журналистики:

- производственно-экономическая;

- информационно-коммуникативная;

- регулирующая;

- духовно-идеологическая.

Производственно-экономическая роль журналистики

Сферу СМИ пронизывают товарно-денежные отношения: квалификация журналиста, его трудозатраты, тираж газеты, производственая база СМИ – все это имеет определенную стоимость. Изучением СМИ как отдельной отрасли рыночного хозяйства, условий и элементов индустрии СМИ занимается медиаэкономика. Медиаэкономика рассматривает конкретные медиаиндустрии и медиарынки, поведение потребителей и производителей медиапродуктов. Одно из ключевых понятий медиаэкономики – понятие рынок - сфера оборота (купли-продажи) товаров медиаиндустрии. Современная трактовка понятия «рынок»,актуальное и в приложении к индустрии СМИ - медиарынок: 1) это механизм, институт, условное общественное пространство, которое сводит вместе производителей (продавцов) конкретных товаров или услуг и покупателей; 2) это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции.

Для индустрии СМИ также актуально понятие географического рынка - территории, на которой распространяется продукция конкретного СМИ, с которой оно связано своим содержанием. Понятие рынок СМИ включает в себя взаимодействие медиапредприятий с социальными институтами (правительством, парламентом, антимонопольными органами, профсоюзами), оказывающими влияние на экономическую деятельность СМИ, и с аудиторией.

Исследователь современной медиаэкономики, профессор факультета журналистики МГУ Е.Л. Вартанова называет СМИ «сдвоенным рынком товаров и услуг». На рынке товаров в качестве товара выступает содержание – информация, мнения, развлечения, «упакованные» вместе и распространяемые в различных формах (газет, журналов, книг, радио- и телепрограмм, кино- и видеопродукции). Аудитория СМИ – потребитель содержания (товара).

Второй рынок, на котором конкурируют СМИ – рынок услуг. Кому и какую услугу оказывают средства массовой информации? Речь идет об экономических основах взаимоотношений СМИ и рекламы: cредства массовой информации продают рекламодателям, по сути, не площадь в печатных изданиях или эфирное время, а доступ к аудитории. Размер оплаты за «организацию» доступа аудитории к рекламным сообщениям зависит не от объема рекламной информации, а от объема и характеристик аудитории, доступ к которой обеспечивается тем или иным СМИ

.

Информационно-коммуникативная роль журналистики

В социальном плане роль журналистики связана с процессами социализации членов общества (отдельных личностей, групп, поколений) – то есть усвоением ими элементов культуры, социальных норм и ценностей. Общение, составляющее содержание массовой коммуникации, способствует передаче опыта, знаний, идей от поколения к поколению. «Социализирующую» роль журналистики большинство исследователей считают ведущей, а ее наивысшим проявлением – максимальное приближение к познанию сути жизненных процессов и явлений. Причем отражение реальности, максимально адекватное ее осмысление – одна сторона журналистской профессии. Другая сторона – сотворение социальной реальности, ведь окружающий нас мир воспринимается не только посредством индивидуального опыта, но и через тиражируемые посредством СМИ тексты, радио- и телерепортажи, теле- и кинофильмы – результаты журналистского осмысления происходящего. Разумеется, отдельным журналистам не под силу адекватно отразить широкомасштабные социальные процессы, - это мог бы сделать журнализм в целом. Здесь первостепенную важность имеет информационная природа журналистики. Пресса накапливает информацию, являясь своеобразным архивом, «памятью человечества»: публикации в газетах и журналах являются историческими источниками – материалом для исследований ученых, философов, историков.

Регулирующая роль журналистики

Журналистика, будучи частью социальной системы, в то же время является «регулятором» общественного развития, включая граждан в общественные процессы, информируя социальные группы, меняя уровень социальной напряженности. Информационно-коммуникативная роль СМИ способствует согласованию всех элементов социальной системы, их взаимодействию, осознанию членами общества своих прав, обязанностей, статуса и функций. Журналистика выполняет регулирующую роль, участвуя в процессах управления обществом, самоуправления и контроля. СМИ, предоставляя различным социальным группам возможность артикулировать интересы и потребности, являются проводником социальных и культурных стандартов. Журналистика – один из элементов системы, устанавливающей цели общественного развития и пути их достижения, «проводник» социальной информации – от правительств к населению и обратно, от одной социальной группы – к другой. СМИ являются как каналом передачи информации от тех, кто принимает политические решения (т.е. каналом управления), так и каналом «обратной связи», умелое пользование которым позволяет субъектам политики корректировать свои решения, действия, пропагандистские кампании. Материалы прессы способствуют включению граждан в общественную жизнь. Информация – результат процесса взаимодействия, и информационные процессы выступают в качестве средства управления социальными объектами, принимающими информацию.

М. Э.Прайс в монографии «Масс-медиа и государственный суверенитет: глобальная информационная революция и ее вызов власти государства» отмечает: «национальные СМИ являются важным инструментом эффективного и рационального управления, от них же зависит прочность культурных связей. В стремлении государства заслужить одобрение со стороны своих граждан СМИ могут эффективно использоваться для убеждения и достижения согласия в обществе. Но те же СМИ задействованы в двух других схемах поддержания устойчивости государства: менее затратно утверждать суверенитет или добиваться поддержки, манипулируя образами, - чем при помощи военной силы и террора. Это обстоятельство объясняет также, почему государство стремится удержать монополию над системой СМИ, а следовательно, и информационным потоком, не допуская конкурентов к столь опасному инструменту».

По мнению профессора факультета журналистики СПбГУ В.А.Сидорова, за период длительного исторического развития cубъекты политики выработали определенные методы взаимодействия с журналистами и СМИ; их – множество, но все они могут быть сведены к трем основным: партнерство, «мягкое» давление, командно-административное воздействие.

Роль СМИ в самоуправлении общества представлена в научных исследованиях концепциями гражданского (самоуправляемого) общества, решающего свои проблемы без вмешательства «сверху». Средства массовой информации в этой концепции – площадка для диалога между социальными группами, объединениями граждан, ассоциациями. Для полноценного функционирования в такой парадигме требуются внутренние и внешние условия: во–первых, юридическая гарантия независимости институтов гражданского общества от государства, разграничение сфер их компетенции; во-вторых, необходима структура самоуправления (добровольные объединения граждан), включающая все уровни и сферы деятельности социума; в-третьих, необходима сформированность определенного типа мышления у сотрудников СМИ, ощущающих себя именно представителями общественности, а не какой-либо стоящей над нею инстанции.

Духовно-идеологическая роль журналистики

Cредства массовой информации, являясь участниками духовного производства – производства идей, представлений, художественнных ценностей, необходимых в общественной жизни, воздействуют на массовое сознание, отражая и формулируя морально-нравственные стандарты, художественно-эстетические взгляды, духовные, философские и этические концепции, религиозные представления человека о мире. Духовная жизнь общества - совокупность форм общественного сознания, способов создания и использования духовных ценностей, форм коммуникации людей. «Уход» многих СМИ от обсуждения духовных, мировоззренческих, этических вопросов в коммерцию или развлечение публики также означает следование определенным «принципам», утверждение определенных идеалов – потребительского мышления, индифферентного социального поведения. В каждом обществе, в каждый исторический период развития бытуют представления о нравственном и безнравственном, справедливости и несправедливости, о путях достижения гармонии с собой, с обществом и природой. Содержание духовной жизни общества проявляется в циркуляции духовных ценностей, идей, идеологий- деятельности людей по обмену и распространению знаний, по обмену чувствами, эмоциями, идеалами.

Духовные ценности – нормативная распорядительно-оценочная сторона явлений общественного сознания, которая выражается через соответствующие формы. Они служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Ни один социальный институт не способен так полно соотнести духовные ценности с практикой, как журналистика, построенная на точной документально-фактической основе.

Литература

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2001.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики.

Коротецкая Л.М. Современные СМИ: функции, задачи, проблемы. Новосибирск, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: