Функции журналистики: система и взаимодействие

ЛЕКЦИЯ 4

Функции журналистики – дискуссионная тема в научно-исследовательской литературе. Ниже мы рассмотрим два основных подхода, представляющих московскую и петербургскую школу журналистики, концепции Е.П.Прохорова - профессора факультета журналистики МГУ и С.Г. Корконосенко - профессора факультета журналистики СПбГУ. В основе каждого из них – свой методологический подход.

Профессор факультета журналистики МГУ Е.П.Прохоров выделяет следующие  функции журналистики:

1. Коммуникативная – или функция «налаживания контакта». Установление связи с массовой аудиторией и социальными институтами является условием информационного взаимодействия в сфере журналистики. Контакт утановлен в том случае, когда аудитория доверяет источнику информации – конкретному СМИ, а социальные институты обнаруживают некую силу влияния, обеспечиваемую законодательно и подтверждаемую поддержкой аудитории. Каждая телепрограмма, газета или журнал имеет свое «лицо», свои темы, свою модель мира, свой стиль, свою аудиторию, чьи потребности в информации данное СМИ удовлетворяет. Посредством СМИ устанавливаются социальные контакты между потребителями информации – массовой аудиторией - и социальными институтами, а также между различными слоями и общественными группами, составляющими массовую аудиторию, а также между различными социальными институтами.

2. Социально-ориентирующая, или идеологическая функция журналистики. Средства массовой информации проявляют различные формы информационной активности: от простой передачи информации, сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззрение человека, его идеалы и ценности, в том числе на мотивацию. Идеологические представления (политические, экономические, эстетические, философские, религиозные) играют для человека роль «путеводителя» по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке происходящего, отношение к людям, событиям и явлениям жизни.

Идеология – термин, введенный в научный оборот в начале 19 векафранцузским философом, экономистом и политическим деятелем Дестютом де Траси для обозначения некоторой совокупности идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности. Основные значения понятия идеология: 1) Cистема взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также обосновываются цели социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение данного общественного отношения; 2) Cоставная теоретического уровня духовной жизни общества, которая имеет практическую направленность, являющаяся основой для создания программы социальных действий и ее реализации. Идеология разрабатывается теоретиками-идеологами, общественными и политическими деятелями, существует в виде концепций, программ, призывов, лозунгов.

Идеологические различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порождают идейные споры, столкновения взглядов, при невозможности разрешить разногласия мирным путем – порождают политическую борьбу, приводящую в определенных условиях даже к вооруженным конфликтам. Столь важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в процесс их формирования. Да и возникновение самой журналистики было определено общественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности. Журналистика способна ориентировать массовую аудиторию и ее отдельных представителей в окружающем мире – постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни. Именно средства массовой информации способны отслеживать меняющуюся обстановку и тем самым способствовать переориентации массовой аудитории. Трудно переоценить владение навыками cоциальной ориентации в общественных отношениях: только умея разбираться в окружающей обстановке, правильно понимая и оценивая социальные явления, выявляя для себя их значимость, социальный субъект сможет определить свое отношение к ним, выработать гражданскую и идейную позицию, а также направление и характер деятельности.

3. Непосредственно-организаторская функция. Там, где есть информация, есть управление. В отношении СМИ это означает следующее: выдвигая суждения и оценки относительно выполнения различными чиновниками, должностными лицами их обязанностей перед обществом, СМИ влияют на их деятельность и деятельность различных социальных институтов (государственных, негосударственных – управленческих, хозяйственных, торговых, научных, учебных) в целом. Е.П.Прохоров называет эту активность СМИ «властными полномочиями».

«Властные полномочия», которыми, по его мнению, располагает журналистика:

- журналистский анализ реальной практики, положения дел в той или иной сфере жизни;

- анализ тех или иных решений и официальных документов общественных, государственных, частных организаций, различных социальных структур;

- выступления и публикации, реализующие положение журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни (исполнение конституционных норм, законов, программ общественных организаций).

«Властные полномочия», подчеркивает Е.П.Прохоров, носят не обязательный, а убеждающе-консультативный характер: замечания и предложения журналистов – это всего лишь выражение суждений общественности (журналистов, представителей различных слоев аудитории, экспертов, аналитиков), а не решения законодательной, исполнительной или судебной власти. И тем не менее, в зависимости от конкретного издания, публикации и материалы теле- и радиопрограмм все же оказывают воздействие на деятельность социальных институтов. Репортажи, статьи и аналитические материалы конкретных СМИ могут способствовать переменам в деятельности должностных лиц, вплоть до отставки.

4. Культуроформирующие функции. Будучи одним из институтов культуры общества, журналистика призвана участвовать в распространении культурных ценностей, воспитывать граждан на лучших образцах мировой культуры, способствуя всестороннему развитию человека.

Культура – совокупность осмысленной творческой деятельности людей, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности. Культура – это категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия.

Именно журналистика делает культуру доступной для широкой аудитории во всех уголках мира, доставляя информацию учебного, просветительского, воспитательного характера. Благодаря телевизионным программам о культуре мы отправляемся в «путешествие» в культурные столицы Европы, в театры, музеи, выставочные залы, знакомимся с произведениями выдающихся деятелей культуры и искусства. Подлинная культура – то, что наследуется как безусловное достояние и составляет общечеловеческие ценности. Важная задача СМИ – формирование высокой культуры мышления, общения, труда и отдыха, обогащение внутреннего мира личности. Будучи одним из институтов культуры общества, журналистика призвана пропагандировать и распространять в обществе культурные ценности, образцы общемировой культуры, способствуя всестороннему развитию личности.

5. Рекламно-справочная функция. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию их привлекательного образа, вошла в журналистику на самом первом этапе ее развития. Рекламная информация помогает потребителям (зрителям, читателям, слушателям) сделать выбор, сформировать культуру потребления. Также реклама может принести вред: навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам потребителя, формируя ложные или чрезмерные потребности.

6. Рекреативная функция – развлекательная функция. Создавая условия для отдыха, проведения досуга, снимая усталость и напряжение, развлекательные материалы в СМИ «подпитывают» аудиторию положительными эмоциями, восстанавливают душевный покой и равновесие. Рекреация – не только отдых, но и поддержание хорошего психологического тонуса, формирование позитивной направленности социальной активности. Особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень журналистских произведений. Многие исследователи пишут о «гуманистически ориентированной» журналистике, противостоящей непритязательному развлекательству, преувеличенной сентиментальности, плохому вкусу.

Профессор факультета журналистики СПбГУ С.Г.Корконосенко предлагает иной –«субъектный» подход к определению функций журналистики.

Суть подхода – в признании факта, что структура функций журналистики многогранна: на объективные возможности СМИ накладываются интересы, воля, возможности тех, кто вступает во взаимодействие с прессой. Журналистика – предлагает, а конкретный социальный субъект – выбирает. Генеральный субъект по отношению к журналистике – социальная система (общество). Ведущими потребностями любого целостного образования – будь то биологические организмы или сообщества людей являются выживание, самосохранение системы и ее непрерывное движение.

На удовлетворение первой потребности направлена функция интеграции составных элементов общества. Функция интеграции, рассматриваемая не только в мировом, межгосударственном, национально-государственном, но и в региональном масштабе, нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия, в особенности по ключевым общественным проблемам – собственности на средства производства, личной безопасности граждан, межконфессиональных взаимоотношений. Выполнение журналистикой функции интеграции может способствовать сближению и единению дифференцированных социальных институтов, упорядочению отношений между социально-политическими деятелями (людьми, органами, государствами), а также созданию определенной социальной общности, сращиванию нескольких частей общественной системы в единое целое.

Функция познания (самопознания) направлена на потребность общества в развитии. Эту задачу выполняет и событийная хроника, и аналитическая публицистика. Познавательная функция журналистики расширяет диапазон знаний в сфере общечеловеческих ценностей. Знания, существующие как на уровне обыденного эмоционально-психического сознания, так и на уровне теоретического, способствуют постижению окружающей действительности. Для успешного развития общества необходимо, чтобы пресса сообщала не только о событиях и фактах, но и информировала о противоречиях и проблемах –так познание будет направляться на подлинную «злобу дня», на жизненно важные для социальной системы объекты и явления.

К позиции С.Г.Корконосенко в этом вопросе приближается позиция политолога В.Т.Третьякова: «Аудиторию журналистики, то есть людей, по сути, больше всего волнует будущее (свое - прежде всего), даже тогда, когда в центре их внимания оказываются (вслед за журналистом) события настоящего и прошлого. Иногда это очевидно. Например, все, что связано с выборами, военными конфликтами, спором, деятельностью правительства, экономикой и т.д. Всех интересует: кто станет будущим президентом, кто победит в войне, будет ли побит рекорд, снизит ли правительство налоги, не возрастет ли инфляция? Все это – будущее. И именно об этом пишут газеты и рассказывают телепрограммы – даже тогда, когда речь идет о вчерашнем парламентском кризисе, о сегодняшней неудаче наших военных, о стабильности курса рубля за последние полтора года. …Ортега-и-Гассет писал: буквально все обретет для человечества смысл только как функция будущего». Журналистика есть безусловная функция будущего. Именно в этом своем качестве она более всего интересует людей. И актуальность журналистики (то, что она живет сегодняшним днем) привлекательна для аудитории просто потому, что сегодняшнее – осязаемей, более знакомо, больше волнует возможностью изменить его своим решением. Настоящая актуальность сегодняшнего как раз в том, что оно есть начало будущего, что поняв его, - ты это будущее узнаешь, а следовательно, сможешь уже сегодня это будущее скорректировать или, на худой случай, к нему приспособиться. Вот почему прогноз есть венец журналистского творчества и профессии».

Функции прессы на уровне отдельных социальных институтов. Cоциальные институты, как и различные социальные группы, обладают собственными потребностями и интересами, не совпадающими с потребностями объединяющей их социальной системы. На уровне социальных институтов и групп ведущими становятся потребности в усилении их влияния, привлечении сторонников, на уровне политических партий – в завоевании и удержании власти. Функциями СМИ на уровне социальных институтов профессор С.Г.Корконосенко называет пропагандистскую, агитационную и организаторскую функции.

Пропаганда – распространение политических, философских, экономических, технических и иных знаний и идей, а также моральных и эстетических ценностей.

Агитация – воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула. Агитация побуждает к практическому действию, нередко указывая на объект и способ приложения сил.

Журналистские пропаганда и агитация направлены на общественное сознание.

Причем пропаганда устремлена к мировоззрению людей, включающему в себя систему принципов, идеалов, убеждений, определяющих отношение к природе, обществу и человеку, а агитационное влияние – на общественное мнение.

По сравнению с мировоззрением, общественное мнение – более подвижная компонента сознания: ей свойственны ситуативность и реактивность, оно в большей степени, чем мировоззрение, насыщено эмоциональными, волевыми, чувственными компонентами, легче подается внешнему влиянию и способно меняться даже вопреки глубинным основаниям сознания, заключенным в мировоззрении.

В новейшей научно-исследовательской литературе общественное мнение рассматривается не только как структурный элемент сознания, но и как определенное его состояние, «срез». С этой точки зрения мнение и мировоззрение – связаны друг с другом, возможно, по этой причине на практике пропаганда и агитация все теснее переплетаются. В современных исследованиях СМИ все чаще встречается термин «агитационно-пропагандистская функция СМИ».

Организационная функция нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций. Эффекты такого рода достигаются как путем публикаций-рекомендаций, так и путем организации непосредственного общения и взаимодействия людей. Проявлением организационной функции СМИ является и организационно-массовая работа – взаимодействие журналистов с различными группами населения, внештатными корреспондентами, общественными организациями. Популярные формы такой работы – газетные, журнальные, телевизионные конкурсы и лотереи, телемарафоны, спортивные соревнования на призы редакций – всевозможные контакты журналистов с потенциальными читателями.

Функции СМИ на уровне личности: функции ориентации, связи с обществом,психологической разрядки, психогигиены. Эта группа функций объединяет в себе такие виды журналистской деятельности, которые способствуют процессу социализации индивида – интеграции человека в общество, в разнообразные типы cообществ, усвоению элементов культуры, социальных норм и ценностей, формированию социально значимых черт личности. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.

Функция связи с обществом формируется на основе понятия связи индивида с обществом и конкретными людьми (идейной, эмоциональной, организационной, деятельностной). СМИ способны помочь конкретным представителям аудитории в поиске единомышленников, союзников, в поддержании связей с другими членами общества. Еще одна группа личностных функций определяется понятием психологической разрядки – развлекательные, гедонистические функции. Средства массовой информации все больше уделяют внимания личностным чертам представителей своей аудитории (например, таким, как самооценка, ежемесячный доход, жизненные ценности) – а не только традиционно учитываемым социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, образование). Для журналистов как социальных субъектов занятие журналистикой выполняет функцию выполнения служебных обязанностей, помогает реализовать творческий потенциал – знания, умения, навыки, а также обеспечивает средствами к существованию.

Пресса, тесно взаимодействуя со всей совокупностью элементов, составляющих общественное сознание, обладает свойством преобразующе воздействовать на практику в соответствии с актуальными интересами общества и человека и целями социального прогресса.

Литература

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004. С. 296.

Современный словарь по общественным наукам / Под общей ред. О.Г.Данильяна, Н.И. Панова. М., 2005.

Сосновская А.М. Социально-психологические функции журналистики. В сб. Журналистика и социология-2005. Ред.-сост. И.Н.Блохин.- СПб., 2006.

Прайс. М.Э.Масс-медиа и государственный суверенитет: глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М., 2004.

Сидоров В.А. Журналистика в политической системе общества/ Журналистика в мире политики. СПб, 2004. С. 153.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: