Исторические модели журналистики

ЛЕКЦИЯ 8

На основе теоретических концепций журналистики сложились модели (исторические типы) журналистики как общественного явления.

1. Феодально-монархическая пресса - воплощает авторитарную концепцию, отражает породившую ее социально-политическую систему. Ее свойства: подконтрольность редакционно-издательского дела (лицензирование, цензура, назначение руководителей, поощрение лояльности). Свобода печати находится в руках правящего сословия. В контексте абсолютистских государств Англии, Германии, Испании, Италии и других прессе запрещалось обсуждать политические проблемы. Источниками мнений о политике служили немногочисленные официальные издания, которые определяли единый общегосударственный стандарт мышления. Монархическая пресса отличается патриотизмом и прославлением вождей.

В печати опровозглашаются правительственные идеи, претендующие на право быть национальными («православие, самодержавие, народность»). Содержание и литературная манера монархических изданий отличаются ориентацией на идеологическое управление, пропагандистскими приемами, высокопарным стилем и безапелляционностью.

2. Религиозно-клерикальная модель имеет самостоятельное значение и существует в таких социальных системах, где церковь фактически осуществляет политическую власть. Данной модели присущи многие черты феодально-монархической, однако собственно религиозная направленность ярко выражена. Вместо монарха в центре внимания оказывается религиозный лидер, вместо национально-государственного патриотизма - ценность единоверия. Религиозно-клерикальная пресса догматизирована по содержанию и стилю подачи материалов.

3. Развитие буржуазной модели прессы разделяют на 2 фазы - ранюю и зрелую. На ранней стадии устремления журналистики носят буржуазно-демократический характер. Заявив о себе при феодализме, она имела ярко выраженную антифеодальную и антиклерикальную направленность, выступая против монархии, за гражданские права и свободы. Характерными чертами демократической прессы на этом этапе были сатиричность и полемичность, а также насыщенность журналистских материалов экономическими, политическими, философскими, нравственными рассуждениями. В период зрелой фазы буржуазная пресса утрачивает принципиальную оппозиционность системе власти - журналисты критикуют правительства, но не основы государственного устройства. Поскольку к этому времени пресса становится областью предпринимательства и вложения капиталов, и стимулом деятельности и критерием успешности предприятия становится финансовая прибыль, то ключевой фигурой в журналистике является не редактор или корреспондент, а собственник СМИ.

4. Социалистическая модель журналистики появляется в буржуазном обществе как одно из достижений буржуазной демократии. Главный признак этой прессы - служение социалистической идее. В социалистическом обществе пресса становится инструментом хозяйственного и административного управления, решает задачи хозяйственного контроля и просвещения трудящихся. Социалистическая журналистика также остается инструментом идейно-политической борьбы, находясь под строгим контролем правящей партии, выполняя ее идеологические заказы.

Литература

Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2001.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Cтровский Д.Л. Собственник газеты и редакционный коллектив: особенности

взаимоотношений (на примере национальной прессы Великобритании). Акценты.1997. Вып. 3-4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: