Идейно-теоретические концепции журналистики

ЛЕКЦИЯ 7

Дискуссии о нравственных основах журналистской деятельности, о взаимоотношениях с обществом, властью, личностью сопровождают практику журналистики с начала ее возникновения. В дискуссиях участвуют не только журналисты, но и юристы, политики, философы, историки, психологи. В теории журналистики сформулированы следующие идейно-теоретические направления, в контексте которых решались данные проблемы.

1. Гуманитарно-демократические концепции берут начало в мировоззрении деятелей эпохи Просвещения - Вольтер и Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка и Д. Дефо, Г.Э Лессинга и И.В. Гете, М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Основными их идеями являлись приверженность идеалам гражданского общества, неприятие феодально-теократического тоталитаризма, провозглашение свободы человеческого духа. Центральный вопрос дискуссии - проблема свободы печати.

Буржуазные демократы призывали к защите журналистики от светского или церковного вмешательства. В контексте идей эпохи Просвещения журналистика рассматривалась как средство познания обществом самого себя.

Вместе с лозунгом свободы печати провозглашалась лозунгги социальной ответственности прессы и ее демократизма. Демократизм и народность журналистики были главными принципами сторонников буржуазно-демократических преобразований. В России у истоков борьбы с феодализмом стояли А.Н. Радищев, революционеры-декабрисы и А.И. Герцен.

2. Марксистская концепция журналистики появилась с условиях нарастания социальных противоречий. Представители этого направления - К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. В их понимании печати отводилась важное место в идейно-политической борьбе и общественной деятельности. Марксистская школа журналистики стала продолжением традиций революционно-демократической печати, которая своей целью провозглашала защиту интересов трудящегося населения. Марксистами был обострен политический радикализм, когда на первое место был выдвинут тезис о нарастании классовой борьбы с участием прессы и в самой прессе.

3. Массово-коммуникационные концепции журналистики. Для данного направления характерно рассмотрение журналистики не с политических, а с социально-психологических позиций.

Теоретическую основу для развития массово-коммуникационных концепций в ХIХ в. заложили

социологи-позитивисты О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Их исследования были продолжены

такими исследователями массовой психологии, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд, Г. Ле Бон.

Развитие теорий массовой коммуникации в том смысле, в каком ее понимали западные теоретики, началось во время интенсивного развития технических средств коммуникации - на рубеже ХIХ-ХХ вв. Исследования массовой коммуникации основываются на допущении, что средства массовой информации оказывают мощное влияние на аудиторию. История исследования эффектов влияния СМК может быть разделена на 4 периода:

1. С начала ХХ века до 2-й половины 30-х гг. социальным заказом было изучение эффективности пропаганды, развернувшейся в период 1-й мировой войны и породившей волну страха перед влиянием СМК на установки, привычки и отношения людей. Появились работы Ласуэлла и Ховланда. Гарольд Ласуэлл – один из основателей социологического направления теории массовой коммуникации. В его работах информационные связи исследуются как неотъемлемые атрибуты жизненной материи. Однако общественные структуры обладают своими специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического обеспечения. Исходя из этого, Г.Ласуэлл выделял 3 основные функции социально-коммуникативных процессов: контроль за средой, корреляция всех компонентов общества для его сохранения и развития, передача социального наследия другим поколениям. Г.Ласуэлл сформулировал вывод относительно акта коммуникации: кто сообщает, что именно, по каким каналам, кому и с каким эффектом:

Коммуникатор Сообщение Средство Реципиент Обратная связь

Кто что по какому каналу кому c каким эффектом

Контрольные контент- исследования исследования анализ эффектов

исследования анализ СМИ аудитории СМИ

Согласно теории Ласуэлла, коммуникация похожа на «волшебную пулю», которая, попадая из мозга одного человека в мозг другого, почти автоматически трансформирует идеи, чувства, знания или мотивацию.

Основной целью акта коммуникации было признано изменение социальных установок, мнений, суждений, представлений у реципиента посредством определенным образом организованного сообщения и поведения коммуникатора. Уязвимое место в этой модели – представление о пассивности реципиента. Довольно быстро выяснилось, что реципиент активно ведет себя по отношению к средствам массовой информации, его восприятие чрезвычайно селективно.

Первые теории массовых коммуникаций строились по принципу «стимул-реакция» и подкреплялись безграничной верой в возможности СМК и всесилие пропаганды.

2-я стадия – 40-60- гг. ХХ в. распространены теории, подчеркивающие роль личности в процессе коммуникации (от концепции непреодолимого влияния СМК отказались). Исследования показали, что индивидуальный опыт, личностные особенности, уровень интеллекта, коммуникативный и когнитивный стиль человека в большей степени, чем принадлежность к той или иной социальной группе, определяют его реакцию на СМК. Более того, выяснилось, что человек склонен забывать часть воспринимаемой информации в зависимости от своих ожиданий и предпочтений.

3-й период - начался в 70-е годы: идет поиск новых мощных эффектов СМК. В фокусе исследований – не изменение установок людей, а когнитивные факторы. Акцент в исследованиях сместился на внутреннюю, психологическую структуру индивида. Ключ к эффективному убеждению – изменение глубинной психологической структуры индивида.

Двухступенчатая теория: индивиды могут быть разделены на активных (воспринимающих и передающих далее идеи) и тех, кто получает информацию из социальных контактов. Но поздние исследования показали: наиболее важные сообщения распространяются непосредственно от СМК к реципиенту. Были получены данные, что «авторитеты» не обязательно активно ищут информацию, а реципиенты не обязательно пассивно воспринимают ее.

4-я стадия – с 80-х гг. ХХ века по сей день – получила название «социальный конструктивизм».

С 1-й стороны, признается, что СМК оказывают мощное влияние, конструируя социальную реальность, формируя образы реальности на определенный манер. Влияние СМК – не универсальное, не неизбежное. Скорее, говорится о специальных (правильных) коммуникационных технологиях, используемых в специальных (правильных) обстоятельствах.

С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией. Сообщение СМК – это часть процесса, с помощью которого индивиды конструируют значение, и общественное мнение – часть процесса, с помощью которого журналисты развивают и кристаллизуют значение в публичном заявлении.

Коммуникативные теории, получившие широкое распространение в западных школах подготовки журналистов, в последнее время изучаются и разрабатываются в России.

4. Концепции свободы и ответственности журналистики. Примеры этих концепций содержатся в книге Ф.С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона «Четыре теории прессы». Теории журналистики авторы разделили на авторитарные (истина исходит от власти, которой и принадлежит право распоряжаться журналистикой), и либертарианские (предполагающие, что каждый человек - самостоятелен и способен отличить правду от лжи).

Литература

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы, М.,1998.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: