Для бетона, подвергаемого тепло-влажностной обработке, а также для бетона, работающего в условиях попеременного замораживания и оттаивания, эти значения модуля упругости уменьшаются на 10%, а для бетона конструкций, не защищенных от солнечной радиации, — на 15%.
Бетон является упруго-вязкопластическим материалом. Его полные деформации от напряжений включают упругие, вязко-упругие и пластические деформации, которые зависят от уровня напряжений.
Для расчета железобетонных конструкций мостов и труб важны также упругие характеристики бетона и арматуры — модули упругости и коэффициенты Пуассона.
Расчетные сопротивления ненапрягаемой арматуры сжатию, используемые в расчете по первой группе предельных состояний, при наличии сцепления арматуры с бетоном принимают равными соответствующим расчетным сопротивлениям арматуры растяжению Rs. Наибольшие сжимающие напряжения Rpc в напрягаемой арматуре, расположенной в сжатой зоне сечения элемента и имеющей сцепление с бетоном, следует принимать из условия предельной сжимаемости бетона не более 500 МПа.
Расчетные сопротивления арматуры растяжению для расчета по первой группе предельных состояний определяют делением их нормативных сопротивлений на соответствующие коэффициенты надежности по арматуре и на коэффициенты надежности конструкции. Их принимают различными для автодорожных и железнодорожных мостов. Этим учитывают степень ответственности этих сооружений.
Расчетные сопротивления бетона на осевые сжатие и растяжение для расчета мостовых конструкций по первой группе предельных состояний определяют делением соответствующего нормативного сопротивления на коэффициенты надежности по бетону и на коэффициент надежности конструкции.
Кубиковая прочность бетона является условной характеристикой его прочности. Действительная прочность бетона в конструкции более полно оценивается прочностью на сжатие бетонных образцов в виде призм, высота которых превышает поперечный размер в 3,5 раза и более. Призменная прочность бетона составляет 70—75% его кубиковой прочности. Прочность бетона на растяжение обычно в 10—15 раз меньше его кубиковой прочности. Предел прочности бетона на срез примерно в 2,5 раза больше предела его прочности на растяжение.
Коэффициент надежности конструкции, учитывающий степень ответственности мостовых конструкций, принимают для бетона равным gн=1,1.
Расчетные сопротивления бетона для расчета по второй группе предельных состояний устанавливают при коэффициенте надежности по бетону gб = 1.
Значения расчетных сопротивлений арматуры растяжению приведены в табл. 31 СНиП 2.05.03-84*.
В связи с этим модуль упругости зависит от уровня напряжений и времени действия нагрузки. Кроме того, модуль упругости зависит от класса прочности бетона, возрастая с его повышением, он также зависит от возраста бетона, вида его напряженного состояния. Он уменьшается при температурно-влажностной обработке бетона, при работе бетона в условиях попеременного замораживания и оттаивания, воздействия солнечной радиации.
При проектировании железобетонных конструкций мостов и труб трудно учесть реальные значения модуля упругости бетона, поэтому для расчета применяют средние, условные значения модуля упругости Ebна сжатие по табл. 28 СНиП 2.05.03-84*.
Модуль сдвига бетона Gbпринимают равным 0,4 Eb а коэффициент Пуассона m=0,2.
Модули упругости арматуры принимают по табл. 34 СНиП 2.05.03-84*. По мере возрастания прочности стали, модуль упругости ее уменьшается с 206000 МПа до 196000 МПа. Модуль упругости пучков из параллельных проволок принимают 177000 МПа, а пучков из арматурных канатов К-7, канатов спиральных и двойной свивки— 167000 МПа.






