Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг Таблица 1.
Показатель | За предыдущий период | Фактически по ценам и себестоимости предыдущего периода | Фактически за отчетный период |
Выручка от реализации товаров и услуг в фактически отпускных ценах предприятия, тыс. руб. | |||
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. | |||
Прибыль, тыс. руб |
Из таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2072 тыс. руб:
= 3596 – 1524=2072 тыс. руб.
Оценим влияние на этот результат каждого из четырех названных факторов.
1. Влияние изменение цен определяем сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах с выручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:
тыс.руб.
Следовательно, в результате повышения цен на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 5972 тыс.руб. прибыли.
2. Влияние изменения себестоимости определяем, сопоставляя фактические затраты на реализованную продукцию и услуги с условными затратами на туже продукцию по себестоимости предыдущего периода:
тыс.руб.,
т.е. увеличение себестоимости на 5546 тыс.руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.
3. Для определения влияния изменения объема реализации продукции и услуг , вычисляется индекс физического объема реализации:
или 114,08%,
т.е. объем реализованной продукции и услуг вырос на 14,08%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции:
тыс. руб.
4. Для определения влияния изменения структуры реализованной продукции и услуг выполним след. действия. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться (15524: 6604) 0,2307692 тыс.руб. прибыли; при фактическом ассортименте это соотношение составило 3170: 7534 = 0,4207592 тыс. руб., т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:
тыс. руб.
Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации товаров и услуг составляет, тыс. руб.:
Изменение отпускных цен………………………….+5972
Изменение себестоимости продукции……………. –5546
Изменение ассортимента продукции………………+1431
Изменение объема продукции………………………+215
Общее изменение прибыли составило +2072 тыс. руб.
Для определения изменения уровня рентабельности под влиянием отдельных факторов используют показатели:
- рентабельности производства как отношения балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств;
- рентабельности реализованной продукции – как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции в отпускных ценах предприятия.
К факторам, влияющим на рентабельность производства, относят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств).
Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства, разделив числитель и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:
где R – рентабельность реализованной продукции, или доля прибыли на 1 рубль реализованной продукции;
h – фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н;
Н – уровень фондоотдачи;
- коэффициент закрепления, который может быть рассчитан и как 1/К;
К – коэффициент оборачиваемости.
Изучение факторов, влияющих на уровень рентабельности производства, осуществляется в динамике (в сравнении с данными за предыдущий год). Для этого сначала определяют общее изменение рентабельности производства ():
затем рассчитывают влияние:
1) изменения рентабельности продукции:
2) изменения фондоемкости продукции (фондоотдачи):
3) изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств:
Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства:
Рентабельность отдельных изделий зависит от их рыночных цен и себестоимости. Например:
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение |
Рыночная цена, руб. | +3 | ||
Полная себестоимость, руб. | +2 | ||
Прибыль, руб | +1 | ||
Рентабельность | 26,1 | +1,1 |
Рентабельность изделия увеличилась на 1,1 %. На это изменение оказало влияние повышение цены и увеличение себестоимости.
Изменение рентабельности изделия в результате изменения цены:
где - условная рентабельность изделия при базисной себестоимости и цене отчетного периода.
Следовательно, увеличение рыночной цены привело к повышению рентабельности изделия на 9,8%.
Изменение рентабельности изделия за счет изменения себестоимости изделия:
, т.е. увеличение себестоимости изделия снизило его рентабельность на 8,7%.
Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило: 9,8-8,7=+1,1%
Рентабельность продукции необходимо анализировать за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов.