· обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы (государство формирует и осуществляет контроль исполнения правовой базы и правил экономической деятельности субъектов хозяйствования);
· защита конкуренции (государство должно проводить антимонопольную политику в защиту здоровой конкурентной среды и повышения эффективности рыночного механизма в целом);
· выработка программы воздействия на распределение доходов и богатства (защита малоимущих граждан через налоговое перераспределение доходов и принятие программ социальной защиты).
Необходимость такого воздействия связана с:
· перераспределением экономических ресурсов с целью повышения экономической эффективности их использования с тем, что рыночный механизм может быть мало заинтересованным в производстве отдельных так называемых «социальных благ» и решении вопроса «побочных (внешних) эффектов». Социальные блага (охрана окружающей среды, оборона, образование и др.) являются: 1) неделимыми и 2) связаны с проблемой «фрирайдера»-пользования благом бесплатно. Инструменты перераспределения: налоги, субсидии, правовые нормы, непосредственное государственное регулирование. Побочные (внешние) эффекты – это издержки и выгоды, выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в сделке. Рыночный механизм их не учитывает и не выделяет на них ресурсы, следовательно, уменьшает свои внутренние издержки, увеличивает внешние (побочные) издержки третьих лиц (населения). Государство должно взять на себя решение всех проблем, связанных с производством общественных благ и услуг и внешними эффектами, порождаемыми рыночным механизмом;
|
|
· стабилизацией экономики (контроль уровня занятости, стимулирование экономического роста).
· стимулированием экономического роста в стратегическом аспекте и одновременно стабилизацией экономики в период кризисов и социальных потрясений;
· определением приоритетов и целей макроэкономического развития страны;
· позитивным решением глобальных проб лем, прежде всего экологических;
· решением вопросов национальной безопасности страны во всех её проявлениях (безопасность военная, продовольственная, энергетическая, экологическая, политическая и т. п.).
В учебнике «Экономикс» выделяют следующих три функции государства:
· Эффективность (эффективное функционирование производства): антимонопольная деятельность, обеспечение максимально благоприятных условий для действий рыночного механизма, активизация конкуренции.
· Справедливость (перераспределение доходов, материальное обеспечение безработных, гарантирование минимальной заработной платы).
|
|
· Стабильность (сглаживание цикличности, поддержание экономической стабильности).
В основе общей стратегии и целей государственного вмешательства в экономику лежат следующие принципы:
· при прочих равных условиях оно должно отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики (финансировать только отрасли, не привлекающие частный бизнес из-за низкой прибыльности);
· государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем более в «рыночную» форму оно облечено;
· государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса;
· государственная финансовая кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
· особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также регулирования импорто – экспортных отношений, валютных операций.
Участие государства в экономике осуществляется на микро- и макроэкономическом уровне:
а) на микроэкономическом уровне:
· регулирование внешних эффектов;
· производство общественных товаров и услуг;
· приватизация;
· государственная политика охраны окружающей среды,
б) на макроэкономическом уровне:
· правовое регулирование экономики;
· антимонопольное законодательство;
· финансовое регулирование;
· государственное предпринимательство;
· регулирование внешнеэкономической деятельности.
Будучи рыночным субъектом, государство характеризуется следующими признаками:
· Регулирующий субъект.
· Внерыночное происхождение государственного дохода (перераспределение доходов хозяйствующих субъектов, которое носит принудительный характер).
Императивный статус государства (обязательность государственных требований для всех).
Государство – крупный собственник. В отдельных экономически развитых странах государственный сектор в экономике достигает 20-30 и более процентов. Основными сферами деятельности госсектора являются:
· Милитаризация и конверсия.
· Социальная и производственная инфраструктура.
· Инновационные процессы в капитало- и наукоёмкие отрасли.
· «Больные» отрасли экономики.
В последние 30-40 лет формируется так называемый «третий» сектор экономики – государственно – частные предприятия и корпорации. Их регулирование государство проводит путём прямых вложений, субсидирования, льготного налогообложения, предоставления товаров и услуг по низким ценам.
Государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция – везде, где возможно, регулирование – везде, где необходимо» на микро- (минимально), мезо- и макроуровне (максимально).
Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование, обеспечивающей использование комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Выделяют: обычные программы (по восстановлению экономики), целевые - (по структурной перестройке) и чрезвычайные программы (по послекризисной стабилизации).
Правительства Франции, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран применяют индикативное (рекомендательное) планирование. Составленные на 4-5 лет планы целевого характера обеспечиваются определёнными ресурсами со стороны государства.
Государство применяет две группы методов регулирования:
1) Прямого воздействия на экономику, включая:
а) целевое финансирование отдельных секторов экономики, включая различные целевые программы;
б) система государственных закупок и инвестиций;
в) организация социальных трансфертов;
г) создание государственных унитарных предприятий;
|
|
д) взятие под контроль различных акционерных обществ путём скупки акций;
е) национализация отдельных предприятий.
Целью прямых методов регулирования является достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения, в связи с чем государство реализует программу поддержки сферы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, регулирования национального рынка.
2) Методы косвенного воздействия государства и его институтов на социально – экономическую жизнь общества:
а) бюджетно – налоговая политика (регулирование государственных расходов, осуществление госзакупок, поддержка и регламентирование государственного предпринимательства);
б) кредитная политика (нормирование банковских резервов, проведение операций на валютном рынке, изменение учётной ставки);
в) фискальная политика (регулирование налогового обложения имущества граждан, введение определённых налогов);
г) амортизационная политика (ускоренная амортизация);
д) внешнеэкономическая политика (законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений);
е) создание системы экономико – правовых регуляторов, законов, рекомендаций и т.д.
Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:
· налоги;
· дотации (отрицательный налог, или «налог наоборот»);
· фиксированные цены.
Регулирующие функции государства обеспечивают:
а) общественную справедливость – регулирование отношений на рынке труда, перераспределение доходов, поддержание нетрудоспособных, гарантирование минимальной заработной платы;
б) общественную эффективность – создание экономической атмосферы, стимулирующей рост производства на основе инвестиций;
в) общественную стабильность – проведение антикризисной, антиинфляционной, политики, переход к устойчивому развитию.
Таким образом, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Вместе с тем существуют важные ограничения для регулирования, грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность экономики.
|
|