Государства

· обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы (государство формирует и осуществляет контроль исполнения правовой базы и правил экономической деятельности субъектов хозяйствования);

· защита конкуренции (государство должно проводить антимонопольную политику в защиту здоровой конкурентной среды и повышения эффективности рыночного механизма в целом);

· выработка программы воздействия на распределение доходов и богатства (защита малоимущих граждан через налоговое перераспределение доходов и принятие программ социальной защиты).

Необходимость такого воздействия связана с:

· перераспределением экономических ресурсов с целью повышения экономической эффективности их использования с тем, что рыночный механизм может быть мало заинтересованным в производстве отдельных так называемых «социальных благ» и решении вопроса «побочных (внешних) эффектов». Социальные блага (охрана окружающей среды, оборона, образование и др.) являются: 1) неделимыми и 2) связаны с проблемой «фрирайдера»-пользования благом бесплатно. Инструменты перераспределения: налоги, субсидии, правовые нормы, непосредственное государственное регулирование. Побочные (внешние) эффекты – это издержки и выгоды, выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в сделке. Рыночный механизм их не учитывает и не выделяет на них ресурсы, следовательно, уменьшает свои внутренние издержки, увеличивает внешние (побочные) издержки третьих лиц (населения). Государство должно взять на себя решение всех проблем, связанных с производством общественных благ и услуг и внешними эффектами, порождаемыми рыночным механизмом;

· стабилизацией экономики (контроль уровня занятости, стимулирование экономического роста).

· стимулированием экономического роста в стратегическом аспекте и одновременно стабилизацией экономики в период кризисов и социальных потрясений;

· определением приоритетов и целей макроэкономического развития страны;

· позитивным решением глобальных проб лем, прежде всего экологических;

· решением вопросов национальной безопасности страны во всех её проявлениях (безопасность военная, продовольственная, энергетическая, экологическая, политическая и т. п.).

В учебнике «Экономикс» выделяют следующих три функции государства:

· Эффективность (эффективное функционирование производства): антимонопольная деятельность, обеспечение максимально благоприятных условий для действий рыночного механизма, активизация конкуренции.

· Справедливость (перераспределение доходов, материальное обеспечение безработных, гарантирование минимальной заработной платы).

· Стабильность (сглаживание цикличности, поддержание экономической стабильности).

В основе общей стратегии и целей государственного вмешательства в экономику лежат следующие принципы:

· при прочих равных условиях оно должно отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики (финансировать только отрасли, не привлекающие частный бизнес из-за низкой прибыльности);

· государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем более в «рыночную» форму оно облечено;

· государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса;

· государственная финансовая кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

· особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также регулирования импорто – экспортных отношений, валютных операций.

Участие государства в экономике осуществляется на микро- и макроэкономическом уровне:

а) на микроэкономическом уровне:

· регулирование внешних эффектов;

· производство общественных товаров и услуг;

· приватизация;

· государственная политика охраны окружающей среды,

б) на макроэкономическом уровне:

· правовое регулирование экономики;

· антимонопольное законодательство;

· финансовое регулирование;

· государственное предпринимательство;

· регулирование внешнеэкономической деятельности.

Будучи рыночным субъектом, государство характеризуется следующими признаками:

· Регулирующий субъект.

· Внерыночное происхождение государственного дохода (перераспределение доходов хозяйствующих субъектов, которое носит принудительный характер).

Императивный статус государства (обязательность государственных требований для всех).

Государство – крупный собственник. В отдельных экономически развитых странах государственный сектор в экономике достигает 20-30 и более процентов. Основными сферами деятельности госсектора являются:

· Милитаризация и конверсия.

· Социальная и производственная инфраструктура.

· Инновационные процессы в капитало- и наукоёмкие отрасли.

· «Больные» отрасли экономики.

В последние 30-40 лет формируется так называемый «третий» сектор экономики – государственно – частные предприятия и корпорации. Их регулирование государство проводит путём прямых вложений, субсидирования, льготного налогообложения, предоставления товаров и услуг по низким ценам.

Государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция – везде, где возможно, регулирование – везде, где необходимо» на микро- (минимально), мезо- и макроуровне (максимально).

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование, обеспечивающей использование комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Выделяют: обычные программы (по восстановлению экономики), целевые - (по структурной перестройке) и чрезвычайные программы (по послекризисной стабилизации).

Правительства Франции, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран применяют индикативное (рекомендательное) планирование. Составленные на 4-5 лет планы целевого характера обеспечиваются определёнными ресурсами со стороны государства.

Государство применяет две группы методов регулирования:

1) Прямого воздействия на экономику, включая:

а) целевое финансирование отдельных секторов экономики, включая различные целевые программы;

б) система государственных закупок и инвестиций;

в) организация социальных трансфертов;

г) создание государственных унитарных предприятий;

д) взятие под контроль различных акционерных обществ путём скупки акций;

е) национализация отдельных предприятий.

Целью прямых методов регулирования является достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения, в связи с чем государство реализует программу поддержки сферы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, регулирования национального рынка.

2) Методы косвенного воздействия государства и его институтов на социально – экономическую жизнь общества:

а) бюджетно – налоговая политика (регулирование государственных расходов, осуществление госзакупок, поддержка и регламентирование государственного предпринимательства);

б) кредитная политика (нормирование банковских резервов, проведение операций на валютном рынке, изменение учётной ставки);

в) фискальная политика (регулирование налогового обложения имущества граждан, введение определённых налогов);

г) амортизационная политика (ускоренная амортизация);

д) внешнеэкономическая политика (законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений);

е) создание системы экономико – правовых регуляторов, законов, рекомендаций и т.д.

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

· налоги;

· дотации (отрицательный налог, или «налог наоборот»);

· фиксированные цены.

Регулирующие функции государства обеспечивают:

а) общественную справедливость – регулирование отношений на рынке труда, перераспределение доходов, поддержание нетрудоспособных, гарантирование минимальной заработной платы;

б) общественную эффективность – создание экономической атмосферы, стимулирующей рост производства на основе инвестиций;

в) общественную стабильность – проведение антикризисной, антиинфляционной, политики, переход к устойчивому развитию.

Таким образом, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Вместе с тем существуют важные ограничения для регулирования, грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: