Предложение и определяющие его факторы. Закон
Совокупность товаров, выносимых на рынок для продажи, образуют предложение. А назначаемая продавцом цена является ценой предложения. Предложение, как и спрос, особая самостоятельная сфера рыночной экономики со своей экономической логикой и поведением участников. Общей классификации предложение поддается с трудом. Это связано с небывалым ростом номенклатуры выпускаемых изделий, удовлетворяющих различные потребности. В целом предложение можно разделить на следующие группы:
· сырье;
· товары производственного назначения;
· наемный труд;
· денежный капитал;
· товары потребительского назначения, в том числе: изделия длительного пользования, изделия краткосрочного пользования, услуги.
Закон предложения действует аналогично закону спроса. Разница состоит лишь в том, что величина предложения в отличие от величины спроса находится не в обратной, а в прямой зависимости от уровня цен. А это значит, чем выше цена, тем выше предложение и наоборот. Причем цена предложения и его величина в свою очередь зависят от уровня спроса. Рост покупательского спроса ведет к увеличению цены предложения и количества выставляемых к продаже товаров и наоборот (рис. 6.2.1.).
|
|
Что же собой представляет цена предложения?
Цена предложения – это предельно низкая цена, по которой производитель еще согласен продать товар. Изменение предложения под воздействием цены на данный товар характеризует изменение величины предложения, а воздействие на предложение иных неценовых факторов данного товара приводит к изменению самого предложения.
Изменение самого предложения зависит от следующих неценовых факторов:
· изменение технологий;
· изменение процентных ставок;
· изменение величины налогов;
· изменение цен на другие товары;
· влияние климатических условий и др.
Графически изменение предложения под воздействием неценовых факторов можно изобразить следующим образом (рис. 6.2.2.). Сдвиг линии предложения влево под воздействием перечисленных факторов, свидетельствует об уменьшении самого предложения, а её сдвиг вправо – об увеличении самого предложения. Предложение подобно спросу можно разделить на эластичное и неэластичное.
Рис. 6.2.1. Кривая предложения .
|