Источник философии марксизма.
Темы докладов
· Философская эволюция Ф. Шеллинга.
· Нравственная философия Канта и современность.
При подготовке к первому вопросу студенту следует, прежде всего, уяснить содержание основных категорий кантианской философии: «вещь-в-себе» - непознаваемая сущность мира; «явления» - чувственно воспринимаемый мир; «априорные формы познания» - «трансцендентальный» слой нашего сознания, заложенные в нас до всякого опыта категории, позволяющие упорядочивать и систематизировать ощущения.
Готовясь ко второму вопросу необходимо обратить внимание, что если в первом трактате Кант разрабатывал гносеологические проблемы, то во втором он обращается к проблемам нравственным. Именно здесь он формулирует основной закон своей этики – «категорический императив», предписывающий человеку поступать не «как все», а так, чтобы его поступок мог стать примером для других.
Изучая материал третьего и четвертого вопросов, следует, во-первых, усвоить, что именно Фихте в трактате «Наукоучение» впервые в европейской философии сознательно разработал и обосновал концепцию субъективного идеализма. Во-вторых, необходимо обратить внимание на сложную эволюцию философских взглядов Шеллинга (от натурфилософии к «философии откровения») и на то обстоятельство, что именно диалектические идеи Шеллинга оказали наибольшее влияние на формирование идеалистической диалектики Гегеля.
|
|
Занятие 2. Немецкая классическая философия как теоретический
1. Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.
2. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
3. Марксистское переосмысление идеалистической диалектики Гегеля и возникновение диалектического материализма.
4. Материалистическое понимание общества и истории.
· Роль гегелевских законов диалектики в объяснении процесса развития.
· Критика идеализма и религии в антропологической философии Л. Фейербаха.
· К.Маркс и Ф.Энгельс об исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
· Развитие марксистской философии в России (конец Х1Х – ХХ вв.)
Цель данного занятия – проследить эволюцию немецкой философии Х1Х века от объективного идеализма Гегеля через «антропологический» материализм Фейербаха к диалектическому и историческому материализму Маркса и Энгельса. Поэтому в ходе подготовки к первому вопросу необходимо сосредоточить внимание на содержании идеалистической диалектики Гегеля, составляющей, по словам Энгельса, «рациональное зерно» гегелевской философии.
Изучение второго вопроса предполагает понимание значимости фейербахианства как первой материалистической философской концепции в Германии после длительного периода господства идеализма и той роли, которую Фейербах сыграл в идейной эволюции Маркса и Энгельса.
|
|
Подготовка к третьему и четвертому вопросам семинара должна быть направлена на овладение основными положениями марксистской философии, особенно, идеей диалектико-материалистического объяснения общества и исторического процесса. С этой целью студенту необходимо обратить особое внимание на содержание основных категорий марксизма: общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка, общественно-экономическая формация.