Зарубежной философии ХХ в.
Занятие 2. Научные (рационалистические) тенденции в развитии
Темы докладов
· А. Шопенгауэр как теоретик пессимизма.
· Ф. Ницше как критик христианства (По работе «Антихрист»).
· Становление основных идей экзистенциальной философии (С.Кьеркегор).
· Гуманизм «атеистического» экзистенциализма (По статье Ж.П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»).
Главная цель подготовки к первому вопросу – понять закономерность появления иррационалистических тенденций в зарубежной философии Х1Х – ХХ веков. Стоит продумать ответы на такие вопросы как, почему именно в этот период возникает и усиливается разочарование в возможностях науки и социального прогресса, подвергается сомнению вера в могущество человеческого разума и гуманистические идеалы?
При изучении второго вопроса имеет смысл сравнить концепции Шопенгауэра и Ницше, выявив в них не только общие черты (иррационализм, волюнтаризм и пр.), но и существенные отличия, например, в понимании роли волевого начала в мире и в человеке.
|
|
Подготовку третьего вопроса необходимо начать с уяснения содержания основных категорий экзистенциальной философии: «экзистенция», «бытие-к-смерти», «пограничная ситуация», «подлинное бытие» и т.п. Полезно поразмышлять над такими вопросами как, почему А.Камю считал проблему самоубийства главной в философии? Или почему Сартр так уверенно настаивал, что экзистенциализм – это гуманизм?
Четвертый вопрос семинарского занятия требует от студента понимание того факта, что религиозная философия в современном мире не просто некий анахронизм, а достаточно влиятельное течение в зарубежной философии. Это, прежде всего, неотомизм – официальная философия римско-католической церкви, а также иные многочисленные христианские философские концепции (теология «мертвого Бога» Д.Бонхеффера, «теология культуры» П.Тиллиха, неоортодоксальная «теология кризиса» К.Барта и Р.Бультманна и др).
1. Возникновение философии позитивизма, его основные принципы и этапы развития.
2. Постпозитивизм как «философия науки».
3. Возникновение психоанализа. З. Фрейд о сущности человека и культуры.
4. Развитие философии психоанализа в работах Э. Фромма и К.Г. Юнга.
·.Революция в физике конца Х1Х - начала ХХ вв. и возникновение «второго позитивизма» (эмпириокритицизма).
· Логический позитивизм и возникновение «принципа верификации».
· Проблемы развития науки в работе Томаса Куна «Структура научных революций»
· «Гуманистический» психоанализ Эриха Фромма.
Приступая к изучению материала первого вопроса, студенту необходимо осознать, что позитивизм (как и марксизм) представляет в зарубежной философии традицию научного осмысления мира, рационального подхода к действительности. Кроме того, не следует забывать, что все четыре этапа в эволюции позитивизма объединяют главным образом принципы критического отношения к традиционным философским (мировоззренческим) проблемам, отказа от «метафизики», а «позитивное» содержание концепций мыслителей этого направления весьма различается.
|
|
Второй вопрос семинара посвящен последнему этапу позитивизма – постпозитивизму, когда главным объектом философского анализа становятся многочисленные проблемы науки. Студенту при подготовке этого вопроса полезно обратить особое внимание на концепцию К.Поппера, разработавшего принцип фальсификации, и на теорию научных революций Т.Куна, который внес в философию науки понятие «парадигма».
Изучая третий и четвертый вопросы, посвященные философии психоанализа, студенту имеет смысл сосредоточить внимание на основных понятиях этого учения. В концепции основателя психоанализа З.Фрейда это структурные элементы психики: «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я», термины «либидо», «сублимация». В учении К.Г.Юнга это «архетипы коллективного бессознательного». Изучая концепцию Э.Фромма, необходимо понять, что его учение – это синтез психоанализа, марксизма и экзистенциализма.