Темы докладов. Тема 14. Философские проблемы современного естествознания

Тема 14. Философские проблемы современного естествознания

Литература

Основная

Моторина Л. Е. Философия антропологии: учебное пособие для вузов / Л. Е. Моторина. – М.: Акад. Проект, 2009. – 269 с.

Философия: учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – М: Юрайт, 2011. – 495 с.

Философия: учебник для вузов / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, Изд-во Моск. Ун-та., 2010. – 670 с.

Философия антропологии: человек многогранный: учебное пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 351 с.

Дополнительная

Грив Б. Т. Смысл жизни: [ перевод ] / Б. Т. Грив. – М.: Добрая книга, 2007. – 137 с.

Делия В. П. Человек в XXI веке / В. П. Делия. – Балашиха: Де-По, 2010. – 251 с.

Джнанакришна. Человек, Судьба, Вечность, или Философия Великого Единства / Джнанакришна. – М.: Беловодье, 2010. – 286 с.

Доброштан В. М. Имеет ли смысл искать смысл жизни?: монография / В. М. Доброштан. – СПб.: СПбГУТД, 2010. – 152 с.

Зигуненко С. Н. Тайны человека и его эволюция / С. Н. Зигуненко. – М.: Гардарики. 2003. – 284 с.

Клизовский А. И. Основы миропонимания Новой Эпохи / А. И. Клизовский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. – 813 с.

Корецкий В. А. Глобализация: вопросы теории и методологии / В. А. Корецкий. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 186 с.

Макаревич Л. Н. Глобализация и Россия / Л. Н. Макаревич. – М.: Изд-во ДАНИС, 2006. – 517 с.

Ливрага Х. А. Сокровенный смысл жизни: [ сб. ] / Х. А. Ливрага, Д. С. Гусман; [ перевод с испанского: Е. Сикирич и др. ]. – М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2003.- 405 с.

Никитин В. Н. Философия вечности: смысл жизни и смысл истории / В. Н. Никитин. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 323 с.

Попов Б. Н. Человек: счастье и смысл жизни: учебное пособие / Б. Н. Попов. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008. – 208 с.

Рашковский Е. Б. Многозначный феномен идентичности: архаика, модерн, постмодерн / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 33-39.

Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческий и социокультурный аспекты. – М.: Наука, 2007. – 639 с.

Россия и глобализация: Международные аспекты. – М.: Наука, 2006. – 287 с.

Синергетика: будущее мира и России / под ред. Г. Г. Малинецкого. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 384 с.

Федотова В. Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации / В. Г. Федотов // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 45-53.

Марков Б. В. Образ человека в постантропологическую эпоху / Б. В. Марков // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 23-33.

Франк С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк. – М.: АСТ, 2004. – 157 с.

Чумаков А. Н. Глобализация: Контуры целостного мира: монография / А. Н. Чумаков. – М.: Проспект, 2009. – 428 с.

(2 часа)

1. Специфика математического знания

2. Философские вопросы физики. Проблема физической реальности.

3. Философские проблемы химической технологии и закономерности ее развития.

4. Современное понимание объекта биологического познания и его особенности.

· Синергетика как наука о самоорганизации и эволюции открытых систем, ее роль в современном естествознании.

· Философские аспекты теории относительности.

· Роль химии в научной картине мира.

Осуществляя подготовку к первому вопросу студенту необходимо понять, что математика не является «частной наукой» в обычном смысле этого термина (подобно физике, химии и пр.). Математика – особый способ теоретического описания действительности, причем предметом математического описания может стать любой процесс действительности. Особое внимание следует уделить онтологической специфике математики как науки, учитывая, что она оперирует не с природными объектами, а с их мысленными идеализациями («идеальными моделями»). Полезно также подумать над вопросами: что общего у философии и математики и в чем их принципиальное различие.

При подготовке ко второму вопросу необходимо учитывать, что ряд проблем, относящихся к философским выводам из физических концепций, уже затрагивались на предыдущих занятиях (учение о структурных уровнях материи, пространственно-временные отношения в свете теории относительности и др.; см. темы № 8 и 9.).Этот материал полезно повторить. Кроме того, необходимо поразмышлять о месте физики среди других естественных наук, о ее роли в формировании научной картины мира, попытаться дать ответ на вопрос: что такое «физическая реальность»?

Изучая материал третьего вопроса студенту полезно вспомнить учение о формах движения материи, акцентировав внимание на специфике химической формы движения. Необходимо быть готовым ответить на вопросы о специфике химических процессов, о роли химии в научной картине мира, о значении химической технологии в современном мире и ее негативных последствиях для экологии. В заключительной стадии подготовки имеет смысл подумать о перспективах развития химии и её возможностях в решении глобальных проблем человечества.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо исходить из того, что основным предметом биологии является жизнь во всех ее проявлениях. Это поможет найти ответ на вопрос о специфике объекта биологического познания. Кроме того, стоит продумать ответы на такие вопросы как сущность жизни и ее признаки, припомнить гипотезы о возникновении жизни (религиозные, философские и научные), обратить внимание на содержание терминов «биосфера» и «ноосфера», связав эти понятия с проблемой глобального экологического кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: