Темы докладов. Занятие 2. Философия исторического процесса

Литература

Темы докладов

Занятие 2. Философия исторического процесса.

1. Проблема развития общества: формационная, цивилизационная и стадиальная концепции.

2. Проблема направленности исторического процесса: цикличность и линейность.

3. Специфика социальной (исторической) закономерности, ее отличие от природной. Необходимость и сознательная деятельность людей.

4. Роль народных масс и личности в истории.

· Культура и цивилизация.

· Общественно-исторические идеалы и их судьба.

· Роль личности в истории.

В ходе подготовки к занятию необходимо понять, что в философии нет однозначного решения проблемы этапов, которые человеческое общество проходит в своем историческом развитии или проблемы направленности истории. Поэтому при изучении первого вопроса студенту предлагается самостоятельно оценить достоинства и недостатки трех основных концепции этапов истории (формационной, стадиальной и цивилизационной), предварительно, разумеется, изучив содержание каждой из них. Аналогично следует поступить и при подготовке ко второму вопросу, взвесив все аргументы «за» и «против» относительно теорий цикличности (основу которой составляет идея повторяемости) и линейности (направленности) истории человечества.

Изучение третьего вопроса требует обратить особое внимание на специфический характер проявления объективной закономерности в обществе, истории, где в отличие от природы всегда присутствует субъективный фактор – сознательная деятельность людей. Поэтому социальные законы реализуются не так однозначно, как в природе. Это – законы-тенденции, они вариативны и носят статистический характер.

Подготовка к четвертому вопросу требует от студента понимание того, что историю делают сами люди, именно через их действия «пробивает» себе дорогу историческая необходимость (закономерность). Суть проблемы состоит в том, кто определяет развитие общества, кто «творит историю» - народные массы или деятельность отдельных выдающихся личностей? В истории философии представлены различные точки зрения: марксизм настаивал на решающей роли народных масс, а для А.Тойнби, представителя цивилизационной концепции, движущей силой истории является деятельность «великих людей». Перед студентом, таким образом, стоит непростая задача: оценить обе точки зрения и попытаться выработать свое мнение на поставленный вопрос.

Основная

Гобозов И. А. Социальная философия / И. А. Гобозов. – М.: Академический Проект, 2010. – 347 с.

Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – М.: Проспект, 2011. – 332 с.

Спиркин Г. А. Философия: учебник для вузов / Г. А. Спиркин. – М.: Гардарики, 2009. – 735 с.

Философия: учебник для вузов / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Проспект, Изд-во Моск. ун-та., 2010. – 670 с.

Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2009. – 561 с.

Дополнительная

Бессонов Б. Н. Философия: История и современные задачи: учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – М.: НОРМА, 2006. – 560 с.

Баландин Р. К. Ноосфера или техносфера / Р. К. Баландин // Вопросы философии. – 2005. – № 6. – С. 107 - 116.

Бехманн Г. Современное общество: Общество риска, информационное общество, общество знаний: монография / Г. Бехманн. – М.: Логос, 2010. – 247 с.

Бранский В. П. Глобализация и синергетический историзм: синергетическая теория глобализации / В. П. Бранский. – СПб.: Политехника, 2004. – 395 с.

Губин В. Д. Власть истории: очерки по истории философии истории / В. Д. Губин. – М., 2007. – 331 с.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Терра-Книжный клуб, 2008. – 704 с.

Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблема взаимодействия / И. Н. Ионов. – М.: Наука, 2007. – 498 с.

Керсновский А. А. Философия войны / А. А. Керсновский. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010. – 202 с.

Малинов А. В. Философия истории в России: Материалы к лекционнному курсу / А. В. Малинов, А. В. Прохоренко. – СПб.: Европейский Дом, 2010. – 253 с.

Масарский М. Неустойчивость порядка: очерки философии истории / М. Масарский. – М.: РОССПЭН. 2010. – 639 с.

Малинов А. В. Философия истории в России: материалы к лекционному курсу / А. В. Малинов, А. В. Прохоренко. – СПб.: Европ. Дом, 2010. – 253 с.

Тавризян Г. Философы XX века о технике и «технической цивилизации» / Г. Тавризян. – М.: РОССПЭН, 2009. – 210 с.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма; пер. с англ. – М.: АСТ, АСТ Москва, 2010. – 588 с.

Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке / Ф. Фукуяма; пер. с англ. – М.: АСТ АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009. – 222 с.

Цивилизации: Вып. 8: социокультурные процессы в переходные и кризисные эпохи / под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2008. – 275 с.

Цивилизация: вызовы современности / под ред. М. С. Уварова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 295 с.

Штанн О. Философия истории / О. Штанн; пер. с нем. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 485 с.

Тема 13. Философская антропология (2 часа)

1. Биологическое и социальное в человеке. Человек, индивид, личность.

2. Основные факторы антропогенеза.

3. Смысл жизни как философская проблема; смерть и бессмертие, свобода и творчество.

4. Глобализация и глобальные проблемы современной цивилизации и будущее человечества. Проблема социального прогресса.

· Тема человеческого бытия в русской философии.

· Экзистенциализм о сущности и назначении человека.

· Русский космизм о сущности и назначении человека.

При изучении первого вопроса следует, прежде всего, осознать факт биосоциальной двойственности, противоречивости человеческой сущности. Ибо человек, с одной стороны, создание природы, результат ее эволюции. С другой стороны, человек – существо социальное, «сверхприродное», которое творит себя по законам своей «второй природы» - социума, культуры. Студенту следует обратить внимание на различное смысловое содержание терминов «человек», «индивид», «личность», уяснить роль процесса социализации в развитии личности.

Подготовка ко второму вопросу требует понимания сложности проблемы возникновения человека, которую иногда относят к числу так называемых «белых пятен» в современной науке (наряду с проблемами возникновения Вселенной и происхождения жизни). Тем не менее, студент должен знать, что будучи генетически связан с другими формами жизни, человек выделился из них благодаря орудийной деятельности, возникновению общества, появлению членораздельной речи и абстрактного мышления.

Успех подготовки к третьему вопросу во многом зависит от того, насколько хорошо студент усвоил материал по истории философской антропологии, поскольку проблема смысла жизни просматривается во многих ранее изученных концепциях, в частности, в буддизме и христианской средневековой философии, в экзистенциализме и русской философии «серебряного века» и т.п.

Изучение четвертого вопроса предполагает отчетливое понимание различия в содержании таких понятий как «глобализм» и «глобальные проблемы». Только уяснение этих понятий позволит перейти к вопросу о социальном прогрессе и перспективах будущего человечества. При этом необходимо обратить особое внимание на весьма дискуссионную проблему критериев социального прогресса и подумать, почему сегодня большинство ученых склоняются к так называемому «комплексному» критерию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: